Воткинск. Евангельскому движению в Воткинске 100 лет

…Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?  (Луки, 18: 8)

 

 

В сознании миллионов людей живет представление о  личности, которая изменила ход истории и времени, об Иисусе Христе. Даже человек, который относит себя к атеистам, много раз слышал о тайне Рождества и чуде Пасхи, скорее всего даже держал в руках Библию. Что же такого особенного в этой личности? Человек по имени Иисус, родившись и прожив жизнь, умерев и воскреснув, исполнил древние предсказания. Он оставил  своих учеников, которые свидетельствовали о спасении для каждого посредством жертвы Иисуса. И Он обещал вернуться на землю и забрать свою церковь. Так повествует Священное писание.

Что найдет Он на земле? Что найдет Он в Удмуртии? Что найдет Он в нашем родном городе? Что найдет Он в твоем сердце?

Вопросы не праздные и не поверхностные, это те вопросы, от которых зависит жизнь и судьба, каждого лично, общества, Земли.

Что мы ответим? Придем ли и скажем, что суета, погоня за деньгами и удовольствиями затмила для нас Твой образ или будем тихо радоваться тому, что сбылось то, во что мы верили, еще  тогда, когда наши глаза не видели Его.

Многие скажут: «Мы верили!» Да! Но как вы верили? Пойти в храм, когда уже невмоготу, купить и поставить свечку? Крестик золотой носить на цепочке? Окрестить младенца? Носить в бумажнике переписанную мамой молитву, чтоб оберегала? Кусочек металла, бумага и сгораемый воск не могут ни спасти, ни приблизить к Богу.

Если вы не признали себя грешником, нуждающимся в спасении, не доверили Господу свою жизнь, не шли за ним, не были в церкви, значит, вы не верили.

Сразу вопрос? Почему только так, а не иначе, почему?

Не будем продолжать этот бесконечный диалог, а лучше обратимся к тем людям, для которых этих вопросов не существует. Они знают, что такое вера, потому что их жизнь отдана Господу. Таких вы найдете в христианских церквях: православных, старообрядческих, католических, евангельских. Поговорить о последних есть замечательный повод. Первая евангельская церковь в Воткинске появилась ровно сто лет назад.

 

Виктор Валентинович Бушуев, и.о. пресвитера церкви  евангельских христиан–баптистов до 1994 года:

- Одними из первых евангельских христиан в Удмуртии были матросы Его Императорского Величества Василий Егоршин и Николай Ившин. Оба они служили на крейсере «Дмитрий Пожарский» и участвовали в Цусимском сражении в 1904 году. После победы японского флота попали в плен. В 1906 году были освобождены и вернулись в Россию, служили в Санкт-Петербурге. Они посещали дома знатных евангельских христиан и уверовали в Бога.

Вернувшись на родину в Ижевск, они начали проповедовать Слово Божье среди своих родных, а потом и по всей Удмуртии, в том числе и в Воткинске. В Ижевске откликнулось купечество, среди принявших Христа был Михаил Дмитриевич Самоделкин, впоследствии первый пресвитер церкви в Ижевске.

В Воткинске одними из первых уверовали семья Лещевых, а также  две двоюродные сестры купчихи Кузнецовы: Устинья Алексеевна и Устинья Александровна. Первая жила на улице Еремина, сейчас Карла Маркса, где здание электросетей. В ее большом пятистенном деревянном доме собирались верующие. Ее сестра, жившая в районе, где сейчас улица 1 Мая, также пожертвовала свой дом для нужд церкви. Там был  дом милосердия и проходили собрания. В заречной части города христиане посещали дом мастера железнодорожных дел  Тадеуша Кульчитского, жившего на улице Сазанова, ныне Декабристов. Всего в городе было пять евангельских собраний. До сегодняшнего дня сохранились два здания: на улице Гагарина и на Ленина, двухэтажное здание рядом с кафе «Уютный дворик».

Датой рождения евангельской церкви в Воткинске считают август 1908 года. Каких либо документов не сохранилось, косвенно это подтверждается материалами, хранящимися в архиве Ижевска, в деле о суде по налогам  зафиксирована дата 13 августа 1908, как время образования евангельской общины в Воткинске. Официально в Удмуртии евангельские церкви зарегистрированы в 1910 году.

Определенного расцвета служение евангельских христиан достигло в период НЭПа. Была создана сельскохозяйственная коммуна «Вифания», где трудились верующие. Господь благословлял тружеников хорошими урожаями. Члены коммуны процветали, имели возможность приобретать сельскохозяйственную технику, широко занимались благотворительностью.

Пожилые христиане, вспоминая то время, рассказывали, что в доме Симакова на улице Поповской, ныне Ленина, в двухэтажном особняке, на первом этаже была пекарня, а на втором — дом молитвы. Хлеб пекли из выращенного на полях «Вифании» зерна. В будни его продавали по сниженным ценам, а в воскресенье раздавали нуждающимся.

В 1929 году начались гонения. Дома молитвы были закрыты и отобраны. Коммуна прекратила свою деятельность и превратилась в колхоз «Двигатель». Многие верующие были репрессированы, потому что отказывались отречься от веры.

Исторические факты

Евангельские христиане — название, применяющееся к членам протестантского течения, близкого к баптизму, образованного российскими приверженцами евангелизма в середине 1870-х гг.

1874—1884 гг. зарождение в России.

1884 г запрет проповеднической деятельности.

17 апреля 1905 г. императорского указа "Об укреплении начал веротерпимости".

1907 г. образование Союза русских баптистов.

 В 1909 г. создан Русский евангельский союз, вскоре переименованный во Всероссийский союз.

1930-е гг. многие верующие подверглись репрессиям.

В 1942 г. организованная деятельность евангельских христиан возобновилась.

 

Алла Скачкова, научный сотрудник музея истории и культуры г. Воткинска

- Первые сведения о протестантах, живших в Воткинске относятся к первой половине девятнадцатого века. В 1833-1837 годах  руководителем завода был Эдуард Богданович Гразгоф, он принадлежал лютеранской церкви и в своем доме имел молитвенную комнату. По сведениям 1854 года в городе представителей евангельских христиан  насчитывалось около десятка человек.

В исторических исследованиях зафиксировано, что в Удмуртии баптизм появился в 1905 году. Некоторые старообрядцы переходили в евангельскую веру. Новообращенным верующим было свойственно активное миссионерство среди родственников,  проповедь нередко совмещалась с деловой деятельностью.

Точных данных о численности и составу верующих по Воткинску не имеется, потому что носили секретный характер, часто люди скрывали принадлежность к церкви.

 

История евангельского движения в Воткинске неотделима от истории России. Поэтому факт столетия церкви нужно рассматривать в контексте тех событий, которые происходили в стране в то время. Очень показателен факт, что нет никаких документов подтверждающих именно эту дату основания общины. Потому что, как известно, в России протестантское движение всегда было гонимым. До революции его не приветствовали из-за влияния православной церкви, а в период после революции в тридцатые годы вообще объявили вне закона. У церкви был небольшой двадцатилетний период благоприятного роста в двадцатые годы.

Сегодня в Воткинске существует несколько евангельских церквей, которые продолжают традиции церкви начала прошлого века: миссионерская  и социальная работа, благотворительная деятельность, воспитание молодого поколения в духе библейских ценностей, пропаганда высокой ценности брака и семьи.

Бог по прежнему стучится в сердца людей нашего города, призывая к покаянию и следованию за Ним.  Бог действует в Воткинске через свою церковь, вновь и вновь свидетельствуя о возможности примирения с Богом, спасения и обретения новой жизни.

 

Сергей Петухов, пастор церкви христиан веры евангельской «Дело веры» г. Воткинска:

- Юбилей евангельских церквей в Воткинске значимое событие не только для верующих, но и для всего города.

По моему мнению, этот праздник не должен закрыть сути происходящего. Главное, чтобы имя Господа нашего Иисуса Христа было прославлено. Хочется заметить, что  Бог не принадлежит ни к какой деноминации. И если мы говорим, что мы христиане, значит, мы должны творить те дела, которые творил Иисус. А Бог призывает церкви приводить людей к спасению. Церковь не должна потерять своего предназначения.

Не так принципиально, в какую церковь Господь призвал тебя, для Бога  важно,  что в наших сердцах, есть ли там любовь, милосердие, долготерпение, радость и мир, мы можем  творить те дела к которым призваны, являться  светом и солью этому миру.

Хочется обратиться ко многим людям, чтобы они, прежде всего, искали Бога, доверили Ему свою жизнь, а Он приведет в ту церковь, в которой они будут служить Господу.

Часто  люди слышат только убедительные слова человеческой мудрости, которые разделяют. Нас должно объединять не место, не название, не доктринальная истина, мы должны объединиться как тело Христово, и объединить общество во Христе.

 

Сергей Мансуров, бакалавр богословия, выпускник Российского теологического института г. Москвы,  пастор церкви христиан веры евангельской «Филадельфия»:

- В России сейчас около пяти тысяч только зарегистрированных протестантских общин, что по численности равно трети зарегистрированных православных общин и уже больше, чем мусульманских организаций  (около 3,5 тысячи). Везде верующие  ведут работу  в социальной сфере, сотрудничают  с властями в деле решения проблем стариков, детей из неблагополучных семей, больных и инвалидов. Это  становится заметным явлением,  и служит повышению авторитета верующих в обществе. Специалисты констатируют факт, что второй по численности и реальному влиянию религией среди русских стал протестантизм.

Анатолий Мурга, бакалавр богословских наук, выпускник Заокской духовной академии, пастор церкви христиан «Адвентистов седьмого дня»:

 

- Самое страшное в прошлом — его постоянное переделывание. Если бы знали правду,  то знали бы, как себя вести в продолжение исторической последовательности.

Библия — самая древняя книга на земле, и в ней, как не старался сатана и его слуги, не удалось ничего изменить. В Библии все события описаны с подкупающей точностью, и читающий ее всегда проникался благоговением перед светом ее содержания. Тогда сатана изменил свою стратегию, он просто внушил людям, что нельзя читать слово Бога на его родном языке. Не понимая Библии, люди перестали ее читать, да и понимать тоже. История Библии забывается и переписывается в пользу традиций. Отношение к тем, кто изучает Библию на родных языках и живет по Евангелию,  становится нетерпимым. Но как на это смотрит Бог,  давший Свое Слово для изучения и понимания? Начните изучать Библию, и вы увидите путь, по которому вам идти, и история христианства станет для вас понятнее и ближе. Благослови вас в этом Бог.

 

Екатерина Смольникова

Напечатано в августе 2008 г.