Характер Бога. Альфа и Омега

Мы встречаем звучащие в Библии и схожие по смыслу образы: «Начало и Конец», «Первый и Последний», «Альфа и Омега». О чём они говорят? Согласитесь, мы страдаем от незавершенности в нашей жизни. Иногда эта незавершённость становится даже пугающей.

 

Скачать

 

Сергей Кудрин

Поговорим об одном из имен нашего Бога — удивительном и глубоком — «Альфа и Омега, начало и конец». «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). Что выражает это имя? Оно выражает природу завершенности в нашем Боге: то, что Он начинает, Он всегда заканчивает.

Пророк Исаия говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:8-11). Начатое Богом всегда имеет завершение.

Мы встречаем звучащие в Библии и схожие по смыслу образы: «Начало и Конец», «Первый и Последний», «Альфа и Омега» (это первая и последняя буквы греческого алфавита). О чём они говорят? Согласитесь, мы страдаем от незавершенности в нашей жизни. Иногда эта незавершённость становится даже пугающей. Что-то не начинается, несмотря на то, что мы очень этого ждем. Кто-то ожидает начала жизни ребёнка и не может дождаться, кто-то мучительно ожидает перемен, а кто-то результата своих усилий. Весь мир находится в некоем ожидании. В то же самое время многие вещи не обладают концом: мы ждём окончания, но это не происходит. Хотя стоит провести различие между окончанием и завершением. Чаще всего в закончившихся вещах мы не находим завершенности. Позвольте пояснить.

Последние кинокартины, хиты нашего русского киноискусства — «Бандитский Петербург» и «Бригада» — отличаются этой особенностью — незавершённостью. Герой, который по-своему привлекает, в конце сериала остаётся один — все его друзья погибают бесславно, примитивно, глупо. И в том, и в другом фильме. Казалось бы, такой серьёзный разворот событий за которым порой стоит целая жизнь! И такой конец... Что-то очень большое закончилось, но не завершилось. Грустно. Глупо. Друзья, незавершённость пугает!

В жизни мы нередко сталкиваемся с этой пугающей незавершённостью: дело или не начинается, или не завершается. И тут так неожиданно обнадёживающе и вызывающе звучат слова Господа нашего Иисуса Христа: «Я есть Начало и Конец». Нам важно понять, что это Его природа. Это не просто характер Его деяний: захотел — начал, захотел — не начал; захотел — закончил, а захотел — пустил на самотёк. Нет! Это Его характер. Это Его Имя. Именно таким образом Он проявляет Самого Себя.

В Нём — начало, в Нём и конец. Начало и конец соединены воедино, как круг. Там, где нечто завершается, сразу же начинается что-то новое. И как только оно начинается, то неизменно движется к завершению — такова природа нашего Господа и истекающий из нее порядок видимых вещей и проявлений. Он — Первый и Последний. Альфа и Омега.

Друзья, Господь желает вылечить нашу человеческую душу от этой пугающей незавершённости, которая порой лишает нас стабильности и мира в сердце. Мир предлагает ложные утешения типа: «Там видно будет... Там разберёмся как-нибудь...». Люди ложным образом утешают себя, говоря: «Там где-то будет конец». Сталкиваясь со смертью ближнего и задумавшись на короткое время, они пугаются и говорят: «Да будет ему Царство Небесное!», пытаясь решить этот вопрос ложным утешением. Но это примитивный самообман, который неожиданно и трагично рассеивается, как в известной сказке о голом короле. Только когда человек предстанет пред Богом, обнаружив свою греховную пораженность, поправить что-либо будет поздно. Человек рано или поздно приходит к осознанию этой пугающей незавершённости, от которой можно спастись только во Христе Иисусе. Книга Откровения говорит: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр. 1:17-18).

Когда-то Бог открылся Моисею под именем Сущий, и в этом выражается природа Бога, о которой мы сейчас с вами говорим. Эти обстоятельства описываются в книге Исход, когда Бог призывает Моисея для служения народу израильскому. «И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:6-15 — выборочно). Здесь говориться об одном из самых глубочайших имён нашего Бога. И под этим именем Бог открылся своему народу в один из самых судьбоносных моментов истории израильского общества. Существующий Сам в Себе и в то же самое время открывающийся Бог. Вседостаточный Бог откровения. Такова суть этого имени, которое евреи боялись даже произносить вслух. Они только прописывали его в своих Священных Писаниях, опасаясь, что вслед за произнесением вслух имени Бога явится Он Сам как Личность. И никакая человеческая природа не сможет выдержать святого и величественного явления Бога. Поэтому только прописывание, не произношение.

Глубочайшее Имя — Существующий Сам в Себе, и в то же самое время открывающийся, открывающий Самого Себя Бог! Вседостаточный Бог откровения. Мы встречаемся с этой природой Бога на протяжении исследования всего Священного Писания. Где есть Его начало, есть и конец. Он говорил — и становилось, и в этом выражается завершённость процесса Его творения: сказал — и стало. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Мы встречаемся с этим принципом и в процессе спасения человечества: завершённость спасения. Ангельский мир ещё до того, как Христос совершил дело искупления, на которое Он был послан, уже радуется в уверенном предвкушении этого величайшего события всей Вселенной. В Евангелие от Луки описывается событие произошедшее вслед за рождением Спасителя Христа: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:13-14). Ангелы провозглашают: «Слава в Вышних Богу! На земле мир, людям благоволение!» Ликует небесное воинство, когда Христос родился на Земле, не сомневаясь даже в малой степени в успехе Его миссии. Завершённость процесса спасения! Славное начало, успешное продолжение и хоть и невероятно трудное, но победоносное завершение в воскресении и вознесении Бога Спасителя.

В Иисусе Христе всегда была уверенность этого завершения. Ни один человек, соприкасающийся с Его жизнью, не ощущал в Нём сомнения. Он знал для чего пришёл. Он знал, чем всё закончится, хоть это и стоило Ему невероятных усилий и подвига Его души. Именно эта уверенность в завершении вызывала такое раздражение со стороны людей, когда Он говорил о Своём великом явлении: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф 24:27-30). Соприкосновение с Его Божественностью, которая выражалась в том, что Он знает начало и конец, от Него зависит судьба людей и процесс спасения — вот что вызывало гнев, возмущение и даже негодование многих людей.

Мы встречаемся в Священном Писании также с завершённостью процесса мироздания. Божий Дух говорит в книге пророка Исаии: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). В этом видна завершённость процесса мироздания. Есть начало — есть и конец. Бог не может творить иначе.

Именно в этом направлении работает искушающая мысль: мы смотрим на себя, и нам кажется, что обстоятельства, в которых мы находимся, являются всего лишь волей случая. Мы можем сказать: «Если бы, Господи, у кого-нибудь была такая жена, как у меня, то он бы ещё не так реагировал!» Или: «А с моим-то муженьком! Ты попробуй, поживи!» Ничего подобного! Это всего лишь обстоятельства. А у других людей бывают ещё более трудные обстоятельства. Но Бог выше всех обстоятельств. Когда-то Он сказал своему верному служителю Аврааму: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1). Бог предложил Аврааму ходить не перед людьми или обстоятельствами, но перед Богом, Который все может.

Я хочу напомнить вам историю Иосифа, описанную в книге Бытие, 37 глава. Бог обращается к Иосифу в сновидении. «И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его» (Быт. 37:5-8). Когда Бог открывает ему это предопределенное Им будущее, Иосиф соприкасается с Божественным миром. Иосиф видит будущее, потому что именно Бог определяет неразрывную связь времен. Мы живём во времени. Бог находится вне времени. Он есть Начало, и Он есть Конец.

Но вслед за тем, как Бог открывает Себя Иосифу, разворачивается его земная реальность, жизнь во времени, его бедствия, вследствие завистливого предательство его братьев, продажа в Египет, страдания, через которые проходит его душа, и дальнейшее возвышение в Египте. И вот, наконец, то, что казалось невероятным для его родных вымыслом, нереальным и ненормальным перегибом судьбы — именно это происходит! Все они приходят в Египет, вследствие волей судьбы сложившейся чреды обстоятельств, на поклон к Иосифу. Бог провёл Иосифа через горнило страданий, потом возвысил его и вот — к премьер-министру Египта, кем теперь является Иосиф, приходят его родные браться и кланяются ему. Это завершение. Начало и конец. И новое великое начало судьбы потомков Израиля теперь уже на земле Египта. Начало таких событий, которым предстоит оставить глубочайший след в истории всего народа Израильского. На всём протяжении Священного Писания Бог открывает Себя таким образом, а также и в нашей жизни.

В одной из книг Библии под названием Есфирь описывается удивительная судьба простой еврейской девушки ставшей жертвой суровых обстоятельств. Она попадает во дворец царя, взятая, как и многие другие красивые девушки, чтобы принудительным образом участвовать в так называемом «конкурсе красоты» с целью выбора жены для царя Ассирийского. Те, кто не выигрывали в этом конкурсе, навсегда обречены были быть в числе заложниц царя. Может быть, один раз за всю жизнь царь приглашал их к себе, но во все остальное время — заточение в красивой и комфортной камере, называемой гаремом. Какой трагичный перегиб судьбы! Но Есфирь веровала в Бога, Который есть Начало и Конец. Хотя, я думаю, находясь в эпицентре постигших ее событий ее сердце не было свободно от сомнения, страха и неуверенности, но вера это не вопрос эмоций, а осуществление ожидаемого. Она стала царицей этого государства, Бог поднял ее на высоту. Ее наставник и дядя Мардохей произносит впоследствии: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14). Друзья, в Боге все так надёжно! Он начинает, Он продолжает, Он и завершает.

Иногда мы переживаем и волнуемся потому, что сталкиваемся в жизни с причинно-следственным механизмом: что посеяли, то и пожали — как в видимом мире, так и в невидимом. Посеяли худое отношение к людям, пожинаем такое же отношение к себе. Но что мы можем обнаружить? Оказывается, этот закон, закон причины и следствия, который работает и в видимом, и в невидимом, духовном мире, подчинён ещё более высокому духовному закону — закону личных взаимоотношений человека с Богом. Закон личных взаимоотношений оказывается выше причинно-следственного закона! Когда Бог в Своей воле позволяет работать причинно-следственному закону, то его механизм срабатывает, но когда Бог Сам вторгается в этот процесс, этот закон сдвигается в сторону.

Каждый из нас вёл греховную жизнь. Я до моего обращения к Богу был вовлечён в оккультные вещи и, безусловно, должен был «пожать» последствия своих поступков. Священное Писание говорит о том, что любые занятия оккультизмом — это мерзкий грех, то есть из числа грехов он отличается особенной отвратительностью. Но что сделал Бог? Он пришёл в мою жизнь, Он «перепахал» мое прошлое, и теперь я говорю: «Слава Господу, что я не пожал те плоды, которые в своё время сеял».

Почему я не пожинаю? Потому что я оказался таким умным? Потому что я «прогнулся, извернулся и увернулся» и провернул в духовном мире очень «крутую» авантюру? Ничего подобного. Я обратился к Богу, тому Богу, Который есть Законодатель всей Вселенной, Творец, Создатель и Господин мироздания. Я предоставил Ему свою судьбу, и Он распорядился ею. Каким образом? Чудесным образом. Он сказал: «Плодов этих греховных дел, сын Мой, ты не будешь пожинать». Почему? «Потому что Я милую тебя в ответ на твое покаяние и прощаю тебя. Но знай, что Мой возлюбленный Сын Иисус Христос пожал последствия твоей греховной жизни, и благодаря тому, что ты с благодарностью принял подвиг Моего Сына, Я прекращаю действие закона воздаяния за зло совершенное тобой». Действие этого закона прекращается через покаяние нашего сердца и милостивое прощение нашего Господа благодаря жертве Христа.

А сколько таких примеров? Многие люди познавшие Господа могут говорить это о себе. Я знаю одного человека, который по жизни был почти многожёнец, как султан. Есть такая песня: «Если б я был султан, то имел трёх жён...» Этот человек похоже имел даже больше трёх жён. И если бы ему пожинать то, что он насеял в своей беспорядочной жизни, то это был бы просто ужас. Но его жизнь была «перепахана» Богом. И теперь он имеет счастливое супружество и счастливую семью только по милости Божьей. А все потому, что он вступил в личные взаимоотношения с Богом. И эти личные взаимоотношения с Богом находятся выше причинно-следственного механизма, и вмещают в себя этот принцип.

В жизни христиан бывает так, что когда Бог видит человека не понимающего языка любви Господней, то Он, как любящий и мудрый Отец воспитывает его и позволяет ему пережить определенные уроки и даже наказания для того, чтобы научиться. Почему? Он использует закон причины и следствия для того, чтобы воспитывать нас. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:6-7). Бог позволяет чему-то произойти в нашей жизни, но это находится под Его руководством, так как Он — наш Господин. Это важно понимать. Завершённость рождается в Нем, а обстоятельства находятся в Его руках, так как Он — есть Начало и Конец.

Когда мы сталкиваемся с таким характером завершённости, то наша человеческая природа порой реагирует неожиданным для нас образом. Наша природа изначально пугаясь незавершённости приходит теперь уже к загадочной природе завершённости, которая оказывается весьма таинственной, а потому не менее пугающей природой нашего Бога. Мы осознаём, насколько Он велик, и снова пугаемся...

Вспомним пример Иуды, который предал Иисуса Христа. Как реагирует на этого человека наше сердце? Я вам могу сказать как служитель, что большинство людей испуганно говорят: «Господь, Ты видел всё! Ты видел предательство этого человека, но Ты был по отношению к нему добр и любящ!?» Пример Иуды, о котором Христос сказал ещё до его призвания, что «один из вас предаст Меня», — напрягает наше сердце. Мы говорим: «Как же так, Господи? Как тогда жить, если все предельно ясно и обнажено для Тебя? Да и что зависит в таком случае от меня?» Я также задавался этими вопросами, и получил ясно представленный в Библии ответ: «Христос есть Начало и Конец, в Нем таинственная завершённость. И Он говорит: «Не бойся!» Но я как раз этого и начинаю бояться: «Господи, незавершенность пугала меня. Но когда понимание завершенности в Тебе пришло ко мне как откровение, то теперь уже она пугает меня».

Господь говорит: «Не бойся». Почему? Потому что Он есть Любовь. Он не спекулирует. Он не выстраивает судьбы человеческие, как шахматные фигурки, для того чтобы сыграть выгодную для Него партию, в которой сам человек не значит ничего. Он не устраивает грандиозный мировой спектакль, но проникая в судьбы человеческие Он сам живет болью, смыслом и страданием этого мира и делает это в Своей любви, доброте и всемогуществе. Апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

Обратимся к посланию к Ефесянам. Автор призывает нас: «… и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19). Да дарует нам Господь уразумение того, что высоко превосходит наше разумение, уразумение Христовой любви. Да наполнит нас пониманием того, как Он, Великий Творец Вечности, в руках Которого находится вся наша судьба, в любви Своей воспитывает нас. Да откроет нам, как Он, стоящий над судьбами человеческими, подчиняет закон причины и следствия Своим взаимоотношениям с нами — отношениям Бога-Отца со Своими детьми. И пусть это разумение наполнит нашу душу небесным миром: «Господи, это прекрасно! Что Ты есть Начало и Конец, что Ты есть Альфа и Омега, Первый и Последний! Я не боюсь и славлю Тебя за это».


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.