Характер Бога. Черты Божественного творчества

Со страниц Священного Писания мы видим, что наш Господь выступает как Бог порядка. Бог — не есть Бог неустройства. Он утвердил всю вселенную. Мы видим научные, природные, психологические, духовные законы. Но дьявол тоже это понимает, и тогда, когда ему не удается внести откровенного беспорядка, беззакония и анархии, он идет совершенно другим путем: зло и грех, которые обитают в человеческом сердце, искажают человеческое представление о порядке.

Скачать

 

Сергей Кудрин

Сегодня мы будем говорить об определенных чертах Божественного порядка. В Послании Иакова 1:25 говорится: «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании». Библия говорит нам, что Бог подарил нам свободу, когда мы обратились к Нему. Он действительно сделал нашу личность свободной, свободной от рабства зла и греха, но эта свобода не выступает в образе анархии, когда нет никаких правил и ориентиров. В истории Израиля был такой период, когда действительно не было определенного порядка, и «каждый делал то, что ему казалось справедливым». Это приводило к очень печальным последствиям, потому что, когда люди делают только кажущиеся справедливыми вещи, наступают сложные и даже опасные времена.

Понятие истины дает нам определенность. Священное Писание говорит, что есть свобода, которая развивается по определенным законам, т.е. имеет определенный порядок. Закон — это порядок. Отсутствие закона — это беззаконие. Нам как верующим людям важно понимать этот порядок. Именно в объяснение этого порядка, Иисус Христос говорил людям притчами о Царствии Божьем, используя определенные образы. Он раскрывал законы Царства Божьего, законы Царства свободы, когда человек свободно может любить, свободно идти к Богу, свободно от чего-то отказываться, и потом учится обращаться с этой свободой.

Со страниц Священного Писания мы видим, что наш Господь выступает как Бог порядка. В Послании к Коринфской церкви апостол Павел говорит, что наш Бог — не есть Бог неустройства. Он утвердил всю Вселенную. Мы видим научные, природные, психологические, духовные законы. Но дьявол тоже это понимает, и тогда, когда ему не удается внести откровенного беспорядка, беззакония и анархии, он идет совершенно другим путем: зло и грех, которые обитают в человеческом сердце, искажают человеческое представление о порядке. И тогда возникают странные идеи. Эти идеи возникают не только в жизни неверующих людей, но выступают и как враждебные идеи для христиан, Церкви и общества. Иисус Христос в свое время говорил об этом так: «Наступит время, что убивающие вас будут думать, что они тем самым служат Богу». Ярким образом этих слов Христа была «святая» инквизиция средних веков, которая выступала как «борьба за чистоту веры». Люди, убивая других людей, считали, что утверждают порядок в вере. Они считали, что там что-то неправильно: люди неправильно веруют, неправильно живут, и поэтому надо навести определенный порядок, даже через убийства людей. Это до крайности искаженное представление человека о том, что действительно является правильным. К сожаленью, мы встречаемся с этим. Это не просто, потому что даже в христианских представлениях мы встречаемся с целым океаном разномыслий. Священное Писание говорит нам, что появятся искусные люди, которые помогут с этим разобраться, т.е. утвердить Божественный порядок в нашей жизни: библейские взгляды на человеческие взаимоотношения в Церкви, браке, обществе. Это есть определенная сила. Дьявол, который не может придумать своих законов, пользуется Божественными законами. Он понимает, что это сила, поэтому созданные им системы, вмещаюшие в себя принцип порядка (но не Божественного, конечно же), были успешными. Мы помним советское общество, которое отличалось сформированной системой порядка, достаточно жесткой и даже жестокой, и оно принесло свои результаты.

Библия говорит: «Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании». Вникнуть — это значит понять и сделать образом своей жизни. Я думаю, мы хотим переживать блаженство, о котором говорит Священное Писание. И мы достигаем настоящего счастья, идя именно таким путем.

А сейчас давайте поговорим о семи чертах Божественного порядка. Это имеет отношение к самым различным сферам нашей жизни. Постараемся нашим сердцем вглядыватьсяся в эти черты и учиться различать, находить их в самых различных взаимоотношениях нашей жизни. Это важно, потому что Божественный порядок порой так не похож на то, что мы привыкаем видеть вокруг. Он отличается от чисто административного или примитивно-салдафонского уклада. Это порядок жизни, порядок Царства Божьего. И нам действительно нужно учиться вглядываться в его черты, потому что «бог века сего ослепляет умы людей, чтобы для них не воссиял свет благовествования Христова», как говорит Слово Божие. Такое ослепленное состояние бывает и среди верующих людей, когда люди белое называют черным, а черное белым. Грех они уже не называют грехом, и ведут себя странным, весьма неразумным образом. Порой просто удивляешься, как такие представления могли проникнуть в жизнь верующего человека. Это работа зла с целью ослепления человека, чтобы он в своем ослепленно духовном состоянии не смог увидеть правильно и различить черты Божественного творчества. В книге Библии Откровение Иоанна Богослова мы читаем: «Ты говоришь, что разбогател, не имеешь ни в чем нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Поэтому Господь советует купить у Него глазную мазь, чтобы обрести способность видеть. Посмотрите, человек говорит, что у него все нормально, все хорошо, что он богат, но Божий Дух, обращаясь к нему и производя нелицеприятную оценку личности, говорит, что он слепой, жалкий, нищий человек и сейчас даже не в состоянии это различить. Нам важно, входя в Божий свет, вникая в закон совершенный, учиться различать эти черты и стремиться к тому, чтобы они утверждались в нашей жизни.

Итак, самая первая черта Божественного порядка — целесообразность, то есть подчиненность определенной цели. Когда Бог нечто совершает, Он не делает это бесцельно. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: «забывая заднее и простираясь вперед, устремляюсь к цели». Он стремится к цели всей своей жизни, и его цель — проповедовать Евангелие. Ради этого он растрачивает самого себя, ради этого он подвергает свою жизнь опасности; у него была цель, которой он посвятил всю свою жизнь. Священное Писание не раз, привлекая наше внимание, говорит о таком отношении. Апостол призывает нас достигать любви, не просто говорить о ней, рассуждать о ней (это определенная часть), но стремиться осуществить это в нашей жизни. Если мы размазываем наши усилия, а размазанность — совершенно противоположноя сторона целесообразности, то многое в нашей жизни: наши силы, наше время, наши таланты, они просто пропадают. Подобно как в басне «Лебедь, рак и щука»: все работают, процесс идет, каждый напрягается, а результат нулевой. Это может произойти и в нашей жизни. Если цель будет размазана, то мы не сможем осуществить жизненную задачу. Мы не учитываем порой свою крайнюю ограниченность, ведь мы не всемогущи и не вездесущи, всемогущ и вездесущ только Бог. Ввиду этого, прося у Него мудрости, нам необходимо серьезно разобраться в том, куда направить нашу жизнь, чем нам заниматься, к какой цели устремиться. Человек, приближаясь к пожилым годам, все больше понимает насколько его возможности ограничены и все больше задумывается над тем, что ему оставить и чему посвятить себя, чтобы не прожить жизнь напрасно. Мы видим нечто в образе Иисуса Христа. В одном из своих посланий апостол Петр говорит, что Иисус Христос, как Агнец, был предназначен прежде создания мира, т.е. когда еще ничего не было. Особенно ярко выраженную целесообразность мы видим в образе самого Бога. Казалось бы, произошла трагедия грехопадения, все перевернулось и нарушилось по отношению к Его намерениям, но ничего подобного. Божий план не изменился. Когда Он творил мир, у Него была цель. Когда люди согрешили, цель Его не изменилась, потому что тогда, когда еще ничего не произошло, она уже была определена, все было предусмотрено, поэтому Он продолжал двигаться к этой цели. У всей истории человечества, которая совершается перед Всевышним, есть определенная цель. Бог и сейчас находится в процессе созидания нового творения: новой земли и нового неба. Он не отступил от Своей цели, и мы с вами являемся частью Его творческого процесса. Разве это не вдохновляюще?

Один американский служитель Рик Уоррен написал прекрасную книгу «Целеустремленная Церковь». В ней он также выражает этот Божественный принцип: устремляться к определенной цели, которую предлагает тебе Господь, и направить все свои жизненные силы к этому. Целеустремленность — очень важно для нашей жизни. Когда она отсутствует, рождается нечто противоположное — размазанность. И я хочу сказать, что это причиняет большое страдание всем, если кто-то является размазанным человеком, который не знает, что он хочет и к чему стремится, как «волна колеблемая ветром и развеваемая». Сегодня он хочет одно, завтра другое. Так рождаются бесформенные, бесхребетные личности, которые страдают сами и доставляют страдания другим. Это не тот порядок, который желает утвердить в нашей жизни Господь. Нам, как христианам, предлагается всю свою жизнь положить для Царствия Божьего, для проповеди Евангелия на этой земле. Иисус Христос ясно определил цель для своих последователей: «Идите и научите все народы…». Это целенаправленное, целеустремленное движение. Дорогие друзья, мы очень нуждаемся в этом. Это черта Божественного порядка. Сам Иисус Христос говорит: «Вот, иду, Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой в сердце у меня»(Пс.39:8-9). Прекрасный образец совершенной целеустремленности, и это предложение для нас.

Еще одна важная черта Божественного порядка — эстетичность. Все, что совершает Господь, это хорошо. С первой главы Бытия мы видим, что все сотворенное Богом было «весьма хорошо». А в книге Екклесиаста 3:11 мы читаем: «Все соделал Он прекрасным в свое время…». Все, к чему прикасается Божественный перст, несет на себе отпечаток красоты. Напротив, грех, вторгаясь в жизнь людей, обезображивает, разрушает эту красоту и внутренне, и внешне. Если это болезнь, она разрушает формы прекрасного, сотворенного Богом человеческого тела. Если это моральная нечистота, она разрушает достойные взгляды, и человек становится неприятен. Я думаю, вы встречались с такими людьми. Возможно, в облике человека мы увидим Богом данную внешнюю красоту. Но вот он раскрыл свои уста, оттуда полилась речь, и мы подумали, что лучше бы он не открывал своего рта. Как это некрасиво и неприятно, когда речь обезображивается скверными словами. Все, что совершает Господь, это хорошо и красиво. Священное Писание рисует нам картины внешней и внутренней красоты, чтобы мы могли воспитываться гармоничным образом. Апостол Петр восклицает: «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом»(1Пет.3:4). Это определенная грань Божественного порядка, и Он желает утвердить это в нашей жизни.

Следующая важная грань — это естественность. В книге Екклесиаста 3:1 мы читаем: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом…», т.е. когда процесс развивается естественно. Импульсивность — это не свойственное для Бога явление. У Бога есть определенный план, есть закономерность, есть последовательность, есть естественное движение. Изданы прекрасные книги из цикла «Естественный рост общины», которые хорошо раскрывают принцип естественности в развитии церкви. Библия многократно говорит нам, что Церковь, которая есть — тело Христово, растет постепенно и естественно, получая приращение для созидания Самого Себя в любви. Иисус Христос пришел на землю, когда настала «полнота времен». «Полноту времен» мы находим в том, что Бог определенным образом выстраивал историю человеческого общества, избирая особенный народ — евреев, давая им откровения о Себе, приготавливая окружающие народы и нации для того, чтобы произошло нечто значимое и великое. Естественным образом развивается картина Богопознания, Богооткровения, и вот, наконец, является Божий Сын. Все достаточно последовательно. Последовательно будет и завершение истории человечества, когда Бог подведет всему итог. Екклесиаст восклицает: «…а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет. И как это будет — кто скажет ему?»(Еккл.8:6—7). Дорогие друзья, когда нет понимания и принятия естественности, которую производит в нашей жизни Господь, то такому человеку будет великое зло. Надо с этим согласиться, так как это позиция истины Слова Божиего. Стоит обратить особенное внимание на эту грань Божественного порядка, потому что порой являются религиозные лидеры с революционными и даже суперреволюционными идеями, но подобный путь ошибочен. Реформация, в свое время, в средние века была прогрессивным явлением, но Реформация не рубила сук, на котором она сидит. Она выступала против мертвых религиозных постановлений, но никогда не нарушала принципа естественности, выходя из лона существующей на то время Церкви католической, впитывая лучшие духовные достижения того времени. Революционность и прогрессивность — по сути разные вещи. Священное Писание раскрывает нам определенный принцип гармоничной последовательности, которую мы можем назвать естественность. Она есть грань Божественного творчества, которым занимается Господь, и великое зло человеку, когда он не знает этого.

Следующая грань Божественного порядка — глубина. Об этом говорит тот же Екклесиаст: « Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого»(Еккл.8:17). И в унисон словам Екклесиаста, Апостол Павел в Новом Завете восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»(Рим.11:33). Все, к чему прикасается Божественный перст, несет на себе отпечаток глубины и некоей таинственности. Апостол Павел говорит о супружеских взаимоотношениях: «Тайна сия велика». Глубина раскрывается во всем, что касается Божественного. Псалмопевец восклицает, говоря о судьбах человеческих: «…судьбы Твои — бездна великая!»(Пс.35:7). Если задумается кто-то о судьбе другого человека, в желании и попытке постигнуть, что же совершает там Господь, как этот человек узнал Его, как соприкоснулся с истиной, как устраивалась его жизнь пред лицом Вечности? И вдруг он обнаруживает, насколько это глубоко и напостижимо. Когда же мы говорим о состоянии, противоположном глубине, то это поверхностность. Мы, как люди, живущие в современном мире, очень сильно страдаем от поверхностности, от неглубоких взаимоотношений. Мы понимаем и осознаем, что глубина — это опора, теряющаяся из-под ног. Поэтому люди порой боятся идти на глубину, а ведь глубина является чертой Божественного творчества. Если мы хотим серьезно двигаться в этом отношении, то мы неизбежно столкнемся с этой чертой, чтобы нам в какой-то момент потерять почву из-под ног. Потерять опору самоуверенности, самонадеянности для того, чтобы нам научиться глубоким отношениям и не быть поверхностными людьми. Мы страдаем от поверхностного христианства, поверхностных взглядов, поверхностной любви, поверхностных проповедей и т.д. Христос говорит однажды своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» (Ин.15:15). Настоящая дружб — это уровень глубоких отношений. И эти слова были сказаны из глубины сердца Бога, из глубины сердца Иисуса Христа. Мы жаждем видеть великое, мы жаждем переживать настоящее, и Бог фактически предлагает нам определенный вызов — пойти в глубину Его творчества, когда почва самости будет потеряна из-под наших ног, и мы согласимся на зависимость от Него. Но это будет действительно нечто настоящее, о чём тоскует сердце многих людей.

Мы можем говорить о следующей грани Божественного творчества. Это — соответствие Священному Писанию. Это замечательная и удивительная черта, против которой также восстает зло и греховная человеческая природа. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Но боюсь, чтобы, как змей, своею хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3). Не примитивности, а простоты. Простотой в соответствии Священному Писанию Иисус Христос противостоял дьявольскому искушению в пустыне, говоря «написано, написано…». Порой это может быть слишком просто и даже не популярно, но Слово Божие учит, что в такой простоте заключается великая гармония и красота. Так в простом исполнении опытного музыканта содержится удивитильная гармония звука. И в этом отношении нам предлагается быль людьми, последовательными до твердости и мужества. В 1 главе книги Иисуса Навина мы встречаем очень важное напоминание, говорящее нам об этой грани Божественного творчества: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.»(Нав.1:8). Все так просто, но эта простота принесла потрясающую победу Иисусу Навину, когда он начинал период военных действий, вступая в землю обетованную.

Соответствие Священному Писанию — очень важная черта Божественного упорядочивания, против которой восстают мир, плоть, дьявол. Получается порой «горе от ума», а от большого ума — большое горе, когда люди начинают заниматься заумными вещами, а в результате уклоняются от простоты.

Еще одна важная черта — Слава Божья. В Евангелии от Матфея в Нагорной проповеди Иисус Христос говорит замечательные слова, известные многим из нас: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Екклесиаст говорит: «Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл.3:14), потому что Он не хочет отдать Своей славы никому. Он желает, чтобы мы были не просто хорошими людьми, не просто добрыми людьми, не просто приветливыми и ласковыми людьми (это все замечательно и надо стремится к этому), Бог еще выше поднимает планку для нашей жизни. Он хочет, чтобы мы были Божьими людьми, чтобы люди, глядя на нас, сказали: «О! Это необычный человек, в его жизни действительно есть Бог». Чтобы люди, видя наши добрые дела, захотели не просто похвалить кого-то, как это делают обычно, но увидели незримое славное присутствие Всемогущего, которое неспособна затмить наша человеческая личность, и прославили Бога. Господь желает, чтобы через нашу жизнь прославлялось Его имя.

И последнее, что мы отметим как черту Божественного творчества — эффективность. В книге Иисуса Навина сказано: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано, тогда ты будешь успешен в путях твоих.»(Нав.1:8). Процесс не должен существовать ради процесса: мы не едим для того только, чтобы есть, мы не живем, что-бы только жить, иначе это просто существование; у нас всегда есть какая-то цель, у нас всегда есть ориентация на результат. Когда Христос не нашел плодов от зеленой смоковницы, в то время как она должна была плодоносить, то Он проклял ее и она засохла. Смоковница манила путинков своей заманчивой зеленью и обманывала их отсутствием плодов. Процесс ее жизнедеятельности не приносил результата и был не эффективным. Когда Бог совершает что-то в нашей судьбе, то очень важно, чтобы наша жизнь приносила плод и давала результат, чтобы процесс приводил к заданной цели, чтобы наша любовь друг к другу выражалась в добрых делах, словах, знаках внимания. Иисус однажды очень серьезно отметил, сравнивая Себя с лозой, а своих учеников с веточками на лозе, что если веточки на лозе не принесут плода, то они будут отсечены и брошены в печь (Ин.15:2,6). Нам стоит над этим задуматься. Каков будет наш выбор: «жизнь с избытком», обещанная Христом, или серое, безплодное существование.

Итак, я напоминаю, что гранями Божественного творчества являются: целесообразность, эстетичность, естественность, глубина, соответствие Священному Писанию, слава Божия и эффективность. Да поможет нам Господь размышлять и двигаться по жизни таким образом, чтобы увидеть эти грани осуществляющимися в нашей жизни, милостью Божией.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.