Характер Бога. Гнев Божий

Мы редко соприкасаемся с одной из граней Божественного характера, которая, порой, уходит из нашего внимания и становится непопулярной темой. Это — Божий гнев. Мы вообще не склонны, особенно в контексте Нового Завета, говорить о каком-либо гневе. Наверное, подобные размышления выглядят даже неестественными на фоне жизни Христа, Его прощения. Гнев Божий — это состояние, которое переживает Святой Господь, когда нечто ненормальное происходит с Его творением, когда грех обкрадывает человека, когда зло несет поражение и разрушение личности, семье, обществу. В определенный момент чаша Божьего долготерпения переполняется. Он начинает гневаться. Но это прежде всего свидетельствует о любви и милости нашего Бога.

Скачать

 

Сергей Кудрин

Возможно, тема нашего рассуждения сегодня не будет столь праздничной, но я думаю, что мы не страдаем от недостатка праздничных речей. И всегда хорошо, когда наша духовная пища и наши жизненные переживания достаточно разнообразны. Например, ягненок, которого вкушали евреи во время Пасхи, в качестве приправы, должен был иметь горькие травы, которые особо подчеркивали вкус. Так, пережитая беда подчеркивает вкус радостного избавления от нее.

К нашему размышлению притча Иисуса Христа из Евангелия от Матфея:

«…Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили точно также. Наконец послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21:33—41)

Чуть позже мы с вами прочитаем дальнейшее повествование, когда Иисус Христос предлагает пояснение к той притче, которую Он рассказал. В самой притче описываются события, связанные с состоянием хозяина виноградника и негодных делателей, которые перешагнули буквально через все: через всякую порядочность и человечность, и в конце мы читаем, как поступит хозяин дома, когда придет и что он сделает. Иисус сам отвечает: «Злодеев этих предаст злой смерти»

Злодеи достойны злой смерти. Мы понимаем, что смерть бывает разная, в зависимости от этого разной бывает и человеческая реакция на смерть. Таким образом, мы соприкасаемся с чертой Божественного характера, которая, порой, уходит из нашего внимания и становится непопулярной темой. Это — Божий гнев. Мы вообще не склонны, особенно в контексте Нового Завета, говорить о каком-либо гневе. Наверное, подобные размышления выглядят даже неестественными на фоне жизни Христа, Его прощения, пролитой за грехи людей крови. Все это, прежде всего, свидетельствует о любви и милости нашего Бога.

Я думаю, что такая ограниченность взгляда связана, как минимум, с двумя причинами. Одна из них: искаженное понимание гнева в сердцах человеческих. Обычно в нашей жизни в различных ее сферах (семейной, политической и т.д.) мы сталкиваемся с негодными и, порой, отвратительными проявлениями человеческого гнева, давая оценку которым, Библия говорит: «Ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20). Это грязный, оскверненный гнев и, соответственно, через призму такого представления, мы пытаемся рассмотреть Божий гнев и отступаем в страхе.

Другая причина состоит в том, что большой задачей нечистого мира является — отвлечь внимание от истинной сути гнева. С чем мы должны согласиться, рассуждая о Боге? Он совершенен во всем. Возьмем ли мы мудрость Бога, Его милосердие или любовь — это всегда хорошо и совершенно. Это является проблемой сердца человеческого, когда мы порой воспринимаем мир сквозь призму греха и зла, которые живут в наших сердцах.

Но если мы говорим о Божьем гневе, то это, прежде всего, святой гнев, такой гнев, который переживает любящее сердце милосердного Бога. В одном из мест Писания мы читаем: «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его» (Пс.29:6). Всего лишь мгновение, но причина ли это, чтобы нам сегодня не говорить о том, что связано с Божьим гневом? Ведь даже такой мало употребляемый в процентном отношении продукт, как соль, так сильно влияет на вкус всей пищи. Поэтому так часто за нашими столами звучит: «А нельзя ли соли добавить?» Такой маленький, но в то же самое время, такой важный продукт. В этом отношении можно сказать и о гневе Божьем. Даже если это занимает небольшой процент в картине Богооткровения, но если мы его уберем и лишим общую картину этой части, то мы очень много потеряем. Поэтому, несмотря на праздничный день, я хотел бы сегодня говорить на эту тему, которая весьма трогает мое сердце.

Когда мы смотрим на Голгофу, я думаю, порой у нас возникает несколько однобокое понимание того, что там произошло. Мы видим любовь Божию, как написано в Библии: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного»; мы видим милость и прощение. Но вспомните, что говорит Библия о заповеданном всем христианам таинстве вечери Господней. Когда мы ее совершаем, вспоминая о страданиях Иисуса, то мы «смерть Господнюю возвещаем, доколе Он придет». Когда мы смотрим на Голгофу — это яркое свидетельство не только Божьей любви, но и Божьего гнева, который изливается на грехи и преступления людей. Он — Господин творения, Он — обладатель всех сокровищ, всего прекрасного на земле, так же, как хозяин виноградника, владел всем. Но что сделали слуги? Они перешагнули через все человеческое.

И вот, наконец, это состояние Бога-Хозяина вечности и Хозяина мира, в котором мы живем. Он негодует, Он во гневе, когда то, что Он сотворил, то чем Он владеет, негодно попирается и разрушается. Возможно, это происходит даже в нашей жизни. О распятии Иисуса Христа на Голгофе, мы читаем пророческое слово в Ис.5З:10: «Но Господу было угодно поразить Его и Он предал Его мучению…». Это не было наказание Божьего Сына, потому что чуть выше написано: «Он изъязвлен был за грехи наши». Изъязвлен, но за грехи наши, а не Свои. Мучим, но за беззакония наши. «Наказания мира нашего было на Нем, ранами Его мы исцелились. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижаем Богом».

Голгофа открывает для нас картину потрясающего Божьего гнева. Это таинственно, и Библия говорит: «от уз и суда Он был взят, но род Его кто изъяснит?» Кто объяснит и кто поймет это во всей глубине? Но ведь именно это — есть картина проливающегося Божьего гнева за наши грехи и преступления. В случае с Иисусом Христом — это не было грандиозным спектаклем, как хочет представить дьявол, желая оболгать образ Бога. Это был реальный гнев. Отец отвернулся от Сына, и Сын взывает с Голгофского креста: «Отче, для чего Ты оставил Меня?!» Он внутренне глубоко переживает этот разрыв. Я думаю что, мы понимаем это внутреннее одиночество, когда в жизни переживаем оставленность. Это очень мучительно, больно. Отец отворачивается, Он во гневе на зло и беззаконие. Великий Божий потоп был ужасен, когда Он гневался. Он уничтожил землю. Но вслед за этим явилась Его милость. Мы видим, что это реакция Бога, Его справедливое возмущение и негодование на то, как обращается человечество в этом мире с тем прекрасным, что Он сотворил.

Дорогие друзья, люди перешагивают через многое. Притче о винограднике предшествуют некоторые события. Сначала Иисус Христос приходит в храм и изгоняет из храма негодных торговцев. Он в гневе переворачивает столы и говорит: «Написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а Вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13). Потом после некоторых событий Он видит смоковницу. Смоковница в то время была деревом плодоносящим. И вот, подойдя к смоковнице, которая обещающе манила своей зеленью, чтобы утолить голод, и не найдя там никаких плодов, Он на глазах Своих учеников проклинает смоковницу, и она засыхает. И эта же глава повествует нам, что после всех этих событий иудейские учителя задают Ему вопрос: «Какою властью Ты это делаешь?» Вот тогда Иисус Христос рассказывает им притчу, давая основание проявления Своей власти. Знаете, о чем говорит нам эта притча? О беспредельности злобы человеческой. Люди переступают через все, переступают через свою совесть, которая говорит им: не делай того, не делай этого. Потому что каждый человек глубоко в себе знает, что такое хорошо и что такое плохо. Совесть — это Божий голос в сердце человека. Скажите, пожалуйста, когда мы еще не знали Христа, возможно, и мы переступали через этот голос совести. Таким образом, появляются люди с прожженной совестью, которые творят произвол на этой земле. Люди переступают через закон, и появляется так называемое беззаконие, отсутствие справедливости в государственном устройстве. Люди переступают через то, что, по сути, защищает и ограждает жизнь, и поэтому у нас рождается определенное недоверие к органам правопорядка. Потому что происходит преступление закона, который должен служить для охраны человека, но начинает выступать против него. И самое последнее — переступили через Христа, потому что тогда, когда Иисус Христос пришел в этот мир, люди распяли Бога, который пришел в подобии тела человеческого, пришел для того, чтобы показать им полноту Божественного образа.

Скажите, пожалуйста, какова должна быть реакция? Мы забываем, и порой, просто недопонимаем этих вещей. Священное Писание говорит, “когда суды Божии совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде” (Ис.26:9). Нам порой сложно понимать эти вещи.

Когда-то к Иисусу Христу подошли люди и стали задавать Ему вопросы, а Он отвечал им вопросом на вопрос: «Те люди, на которых упала башня Силоамская, а также те люди, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, как вы думаете, были они грешнее всех галилеян?»(Лк.13:1—5). Это ужасная смерть, и Он спрашивает: «Вы думаете, они были грешнее? Но если не покаетесь — все также погибнете», потому что Иисус имеет понимание особой опасности греха, чего порой недостает нам в жизни.

Библия очень много говорит о гневе. Мы знаем, что это состояние гнева связано с глубоким и красивым чувством собственника. Бог является владельцем всего мира, в котором мы живем. Мне вспоминается выражение известного героя, который говорит своему сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью». Мы порой с возмущением относимся к этим словам, но глубоко в сердце этого человека говорило оскорбленное чувство достоинства отца. С его точки зрения, сын оскорбил его жизнью своей, отношением своим. Нам легче будет, если мы попытаемся поставить себя на место этого человека, как мы будем относиться к тому, что наше: к нашим детям, женам, мужьям.

В книге Притчей говорится о состоянии мужчины, достоинство которого как мужа оказалось задетым, оказалось под ударом, потому что жена изменила ему с другим мужчиной. И вот, мудрый Соломон говорит: «Потому что ревность — ярость мужа, и он не пощадит в день мщения»(Пр.6:34). Мы иногда встречаем такие картины в нашей жизни, когда муж в ярости ревности совершает некие поступки. Лично я не всегда готов упрекать таких людей, потому что состояние ярости — ревности мужа — это состояние подобное тому, которое переживает святой Бог, когда нечто происходит в Его творении, когда грех обкрадывает человека как личность, когда грех и зло наносят поражение и глубокое разрушение человеческой личности, семье, обществу. В определенный момент чаша Божьего долготерпения переполняется. Он начинает гневаться. И это не просто реальность, которая когда-то придет, это происходит уже сейчас на земле. Чуть ниже Иисус, продолжая эту притчу, говорит:

«Неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в глазах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадет на этот камень — разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышавшие притчи Eго первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит» (Мф.21:42—45).

Посмотрите, Христос, как краеугольный камень. В одной ситуации — это основание дома, который мы строим, дома Божия, в котором обитает святость и милость. Но тот же самый камень в других обстоятельствах: на кого упадет — раздавит, кто на него упадет — разобьется. То же самое происходит с обычным законом тяготения. Он помогает нам жить в окружающем нас мире, но согласитесь, если я пренебрегу этим законом и пойду смело с крыши девятиэтажного дома, он меня разобьет. Нечто подобное происходит с личностью Иисуса Христа. Он есть камень краеугольный, и нам важно понимать, что есть определенный образ этого камня, который может раздавить, и о который можно разбиться. И мы можем сказать, что есть целые нации, есть семьи, есть определенные культуры, которые просто разбиваются об этот камень. Я думаю, что это определенно трудное время для американской культуры. Они приближаются к встрече с Иисусом, как с краеугольным камнем, на который упавши, может разбиться вся нация. Так много люди говорили о милости, такое большое место занимала церковная культура в жизни государства, и сейчас такое серьезное пренебрежение к этому.

Итак, камень, который является основанием дома и дает прочность всей нашей жизни, или тот, о который мы можем разбиться. Это нелегко, но это образ Божий. Если мы его сдвигаем в сторону, то образ Божий становится неполноценным, и мы что-то рано или поздно потеряем, что-то рано или поздно переживем.

Когда мы говорим о Новом Завете, мы можем сказать, что гнев Божий — это ярко выраженная реальность Нового Завета, более ярко выраженная реальность, чем мы можем видеть это в Ветхом Завете. В Евангелии от Матфея есть слова об огне вечном, уготованном дьяволу и ангелам его. Там говорится о людях, которые избрали себе этот путь: “Они пойдут в огонь вечный, в муку вечную”.

Ад — не произведение дьявола. Задумывались ли мы когда-нибудь об этом? Это не то, что сотворил дьявол, а то, что уготовал Бог, и это выражение Его гнева. И если мы этого не понимаем, то возникает вопрос: «Господи, а зачем тогда это написано в Новом Завете? Иисус, зачем Ты так часто говорил эти слова: где тьма и скрежет зубов?» Вспомним притчу, в которой говорится о милосердном господине. Он должен был получить десять тысяч талантов, такой огромный долг был у его раба. Тот умолял, чтобы хозяин простил его, и он простил раба, который ушел, и, встретив своего должника, начал его трясти за какие-то гроши. Какова же была реакция благородного хозяина, когда он услышал о том, что произошло? В Евангелии от Матфея написано: «не надлежало ли и тебе помиловать твоего товарища, как и я помиловал тебя?»(Мф.18:33). А дальше мы читаем: «разгневавшись, он отдал его». Куда? Написано — «истязателям», т.е. тем, которые будут причинять ему боль за то, что он оказался немилосердным человеком.

Если мы будем измерять себя, окружающий нас мир с точки зрения милосердия, то что мы найдем? Мир, в котором мы живем, отличается жестокостью. Но вот отношение Бога к тому человеку, который сам пережил на себе милости и остался немилосердным:

«Разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:34,35)

Господи, что-то не вписывается в мое сознание! Разве это может быть? Ты – милосердный Бог, Ты — Бог любви, Ты — благой Бог, разве Ты можешь так поступать? Друзья мои, прочитаем Мф.18:33—35. Если хотите веровать по-настоящему, прочтите и скажите: «Господи, помоги мне это понимать?». Если не хотите, попробуйте вычеркнуть это место из Библии, по всем тем местам, где написано «плач и скрежет зубов», «в огонь вечный и в муку вечную», просто вычеркните и попробуйте так жить. Как вы смотрите на такой эксперимент в сфере наших личных взаимоотношений с Богом. Но я говорю сам себе, перед Богом и перед вами: я никогда этого не сделаю, чтобы вычеркнуть Слово Божие, как бы мне трудно ни было. Но более того, это есть могучее основание наше, потому что Бог не гневается напрасно, гнев Его чист и свят. Священное Писание говорит, что будет великий Белый Престол, перед которым будут судимы все делавшие зло люди.

Что мы видим, открывая книгу Откровение. Бог-Судья не действует как амбициозный администратор: дескать, хотел оказать тебе милость, но вот вынужден послать тебя в ад, чтоб ты там помучился. Ничего подобного! В Откровении мы видим: Бог-Судья гневается, изливая на землю чаши гнева. Люди понимают, что это негодование Бога на их порочную жизнь, “и они кусали языки свои от страдания и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих”(Откр.16:10,11).

Бог — Судья и Бог гневающийся. Это одна и та же Личность. Он ненавидит зло, и Голгофа — это яркое выражение Божьего гнева по отношению ко греху и злу. Как я отнесусь к самому себе, к окружающему миру? Как выражает свое состояние богач, который оказывается в аду? (Лк. 16 гл.) Там не написано, что это притча, но это история, которую рассказал Иисус. Богач говорит: "Я мучаюсь в пламени этом. Пошли Лазаря, пусть пойдет, пусть скажет братьям моим…" Сознание сохраняется, даже думает о своих родственниках, даже жалость проявляется, но мучается в пламени этом. Это картина Божьего гнева.

Книга пророка Исайи. Потрясающие стихи!

«Кто это идет от Едома, в червленных ризах от Восора, столь ко величественный в Своей одежде, выступающей в полноте силы Своей? Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя — как у топтавшего в точиле? — Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня. И попрал я народы во гневе Моем , и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их» (Ис.63:1—6).

Возможно, это трудные стихи. Но это тот краеугольный камень, на который, упавши, можно разбиться, и который, упав на нас, может раздавить. Если мы не будем этого принимать, если мы не будем так веровать, вера наша будет неполноценной. Образ Божий будет однобокий. Эти стихи открывают нам, что Бог даже во гневе своем ищет понимания и поддержки со стороны человека. "Он топтал точило один и из народов никого не было с Ним, смотрел – и не находил помощника, сильно удивлялся, что не было поддерживающего”.

В свое время даже Моисей, который имел очень близкое общение с Богом, не понял Господа. Когда пришло блудодеяние в стан израильский (Числа 25) Бог сказал ему: «Возьми начальников народа и повесь их перед солнцем». Он не сделал этого, видимо ему было не по себе. Начальников, лучших людей, взять и так убить? Сделать их смерть злой, публичной? Знаете, что он сделал? Он пошел и сказал тем самым начальникам народа: «тех, которые блудодействуют среди вас, вы их поразите». Он был объят жалостью в то время, когда Бог гневался. И пришло поражение в стан израильский, и много тысяч людей было поражено, потому что гнев Божий двигался по стану израильскому и, как написано, «и прилепился Израиль к Ваал-Фегору, и воспламенился гнев Господний на Израиля, и сказал Господь Моисею: Возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Числ.25:3,4). 

И знаете, что в тот момент произошло? Нашелся сын первосвященника по имени Финеес. Когда евреи страдали от Божьего гнева в ответ на блудодеяние, захватившее народ, он увидел, как один из сынов Израилевых взял женщину из чуждого народа и повел ее в свой шатер. Сердце этого человека возгорелось негодованием. Он взял копье, вошел в шатер и пригвоздил их к земле. И в момент, когда Бог увидел человека, который понял Его, понял состояние Его сердца, гнев Божий отвратился от Израиля, и поражение сынов израильских прекратилось.

Бог хочет видеть понимание в наших сердцах, потому что Голгофа — выражение Его гнева, выражение Его ненависти ко греху. О Христе написано, что Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие, «потому Бог помазал Тебя елеем радости более соучастников Твоих».

Дорогие друзья, мы приблизились к молитве, и я хотел бы, чтобы, молясь Богу, мы просили Его, чтобы Он помог нам понимать эту тайну. Гнев Божий — это выражение негодования, крайнего возмущения Его сердца как Творца, когда зло и грех разворовывают и разрушают Его творение, принося туда боль и страдание. Но когда мы приходим к личности Иисуса Христа, то в Нем мы сокрыты от этого гнева. Он является мощным основанием для нашей веры, потому что мы знаем, что Господь когда-то придет, чтобы поразить беззаконие. Мы устаем от этого беззакония, устаем в себе, устаем в окружающих людях, и именно об этом говорят души обезглавленных праведников, когда в книге Откр.6:10 они взывают из-под жертвенника и говорят: «Доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?». Они вздыхают, когда придет этот гнев, когда придет справедливое воздаяние за всякое зло. Это хорошо понял Давид, который говорит:

«Суды Господни — истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс.18:10,11).

Да научит нас Господь правильному отношению к Его гневу, и в этом да станет Он нашим Отцом, а мы Ему — достойными детьми, в сердце своем красиво сочетающими величайшее милосердие и праведный гнев по отношению ко всякому греху и злу, но не к личности человека, которого любит Бог.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Наталья (Minsk)

Я на себе испытала, что такое гнев Божий. Физически испытала. В психиатрии это называется конвульсионно-обсессивный синдром. Это когда психика перенапрягается от осознания того, что в её сознание не укладывается. Т.е. человек что-то натворил, потом ещё, потом отложил исповедь -- и вот он, Праведный Гнев. Сразу вспомнились все грехи, даже о которых уже забыла. И именно так я прочувствовала всё величие Божие. Бог -- наш отец и учитель. Да хранит Вас Господь от искушения!

04 апреля 2013 Ответить