Характер Бога. Тайна креста

Все евангелисты говорят о глубокой и мощной в своем спокойствии позиции Христа в отношении Его прихода в мир. Он никогда не скрывал, что Его цель — спасти мир и единственный способ для этого — умереть за грехи и преступления людей. Он всегда говорил об этом без тени страха или смущения, что дает силу и нам, желающих следовать Его путем.

 

Скачать

 

Павел Желноваков

Для многих из нас, честно и открыто стремящихся к познанию Господа и изменению жизни, порой не так просто разобраться с некоторыми трудными, как принято считать, эпизодами из жизни Христа, особенно если читать сердцем. Однако, просто «перепрыгнуть» через душевные терзания, доставляемые этими трудностями, не делает нам чести. Тем более что в природе Христа есть одна необычная грань: Он открывается на страницах Библии для одних как «камень драгоценный», а для других как «камень претыкания и соблазна».

Евангелист Матфей передает нам один из эпизодов жизни Христа, который своей обнаженностью и драматичностью может привести в необычное волнение, а в некоторых случаях удивить и даже смутить. Речь идет о молитве Христа в Гефсиманском саду:

«Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». (Мф. 26:38-39)

«Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Мф. 26:42)

Первое, что обычно приходит на ум, это громкое: «Нет! Иисус ни на мгновение не мог отказаться от исполнения воли Отца, а тем более просить об этом». Но Он и не отказывался, а потому и не нуждается в нашей защите и неуместных попытках оправдания в том, в чем никогда не был виновен.

Дорогой христианин, испытывая смятение разума и сердечный трепет (да и возможно ли переживать другое?) построим свои размышления над этим непростым текстом на твердой уверенности в величии Христа и Его безусловном послушании Отцу. О, если бы это был единственный текст, способный встревожить богоискателя! Необычно и драматично звучат и другие тексты из Святого Писания:

«… Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом… Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению…» (Ис. 53:3-4,10)

«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (выделено мною), и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного…» (Евр. 5:7-9)

А разве Он имел сложности с послушанием Отцу и не был совершенен в этом вопросе? Впрочем, можно предположить, что апостол Павел хотел сказать нечто другое, но так получилось… А может недобросовестные переписчики Писания допустили досадные ошибки и не нашли мужества для признания и исправления оплошности? Однако, такие допущения, как безосновательные, не делают нам чести. Читая подобные тексты, одно можно сказать точно: они бросают нам вызов, побуждая мужественно приблизиться к тайне Креста и страданий, связанных с нашим искуплением. Знаешь, я прошу тебя принять этот вызов, забыть об удобном душевном комфорте и открыть свой разум для смятения и боли.

Обычно, мы понимаем саму идею искупления в его апогее — распятии на кресте, что, безусловно, верно, но не  в полной мере. Искупление охватывало весь процесс подготовки и принесения жертвы и заканчивалось в Святом Святых у ковчега Завета. Помня об этом, даже как-то немыслимо предположить, что Христа, обладавшего человеческой природой, вдруг на мгновение испугал  ужас креста. Это полностью искажает богословие о тайне Его Личности. Да, Он был истинным человеком, но не был грешным, а страх – это черта характера согрешившего человека.

Все евангелисты говорят о глубокой и мощной в своем спокойствии позиции Христа в отношении Его прихода в мир. Он никогда не скрывал, что Его цель — спасти мир и единственный способ для этого — умереть за грехи и преступления людей. Он всегда говорил об этом без тени страха или смущения, что дает силу и нам, желающих следовать Его путем. И даже, когда горячий Петр попытался в человеческом сострадании опротестовать Его миссию, Он ответил резким отказом и обличением. Он знал, что был рожден, чтобы умереть за мир! Свидетельств этому в Евангелиях столь много, что привести их не представляется возможным, тем более, что читатели Евангелия знают об этом. 

И все же, в тот памятный вечер в саду, Он обратился к ученикам с необычной просьбой: «… душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». А когда они не смогли исполнить Его просьбы, Он с печалью выговорил им. Послушай, а если бы Он просил тебя?.. О чем же плакала кровавыми слезами Его душа? О приближающейся смерти? Но Он пришел ради этого! Более того, Он хотел этого!

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится» (Лк. 12:49-50).

О чем же Он так сильно скорбел, что даже учеников просил быть с Ним в эти непростые мгновения? Какую чашу молил пронести мимо Христос? Что предстояло Ему испить? Вопросы можно продолжить, но будет разумнее начать искать на них ответы.

Первое, на что хочется обратить внимание, это откровение о том, что Христос призван быть жертвой за грехи мира:

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем…» (Ис. 53:5)

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1:29)

«…Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих…» (Евр. 9:26, 28)

Итак, согласно утверждениям Святого Писания, Он пришел в этот мир, чтобы стать жертвой пред Богом. Это очень важная деталь для размышления в попытке найти ответ на волнующие вопросы. Благодаря Библии, мы знаем, что у Бога были Свои требования как к жертве за грех, так и к процессу принесения этой жертвы:

«…скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех… это великая святыня» (Лев. 6:25)

«Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:13-14)

Жертва за грех — это великая святыня, а потому, в случае с Христом, Он совершил это Духом Святым. Долгие часы унижения и избиений, пережитые Христом, предательство Иуды, отречение Петра, разбежавшиеся ученики, рев обезумевшей толпы, оскорбления и оплевания нечистых людей не были необходимой частью принесения жертвы. В эпоху Ветхого Завета, заложившем основание для понимания жертвы, немыслимой показалась бы мысль о хулении и издевательствах над приносимой жертвой. Задача жертвы была в том, чтобы принести избавление от грехов, принести прощение и для этого было достаточно пролития крови:

«Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог… Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (выделено мною)». (Евр. 9:19-22)

Святое Писание ясно говорит о том, что Христос пришел выполнить волю Отца в спасении человечества:

«… ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». (Евр. 10:4-7)

Однако, как уже было сказано выше, воля Бога в отношении жертвы не предполагала многочасовой мучительной агонии и издевательств над жертвой. И что же тогда, мы имеем противоречие в воле Бога, возникшее в процессе истории? Конечно, нет! Воля Божья представляется в Библии как некие предопределенные события от вечности или ответ Бога на сложившиеся обстоятельства, позволяющие произойти различным событиям. Трудно представить, чтобы Отец определил, как принципиальное Свое желание, понести Своему Сыну от Вечности  такие страдания:

«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (выделено мною), но явившегося в последние времена для вас…» (1 Петр. 1:18-20)

Полагаю, что нет. Какую же чашу молил пронести мимо Иисус? Чтобы максимально приблизиться к возможному ответу, не стоит забывать, что человеческая природа Христа была святой и Он не потерял Своей святой божественной природы в преддверии Голгофы.

То, что происходило в тайне принесения жертвы за грех на кресте представлено в Библии до боли обнаженной истиной. Вопли обезумевших  в своей злобе людей, предательство Иуды с его поцелуем, оставленность Отцом и боль этого одиночества в соединении с физической болью, невероятная близость и тяжесть греха мира, проклятие закона… Это было нечто большее, чем только принесение жертвы, что не могло не сотрясать душу смертельной скорбью. Для святости всегда нелегко смотреть на зло, а для Его святости, тем более:

«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь…» (Авв. 1:13)

Однако, как свидетельствует пророк Исаия в 50 и 53 главах, Он прошел это достойно, «не закрывая лица от поруганий и оплеваний». Даже для нас, имеющих грешную природу, очень нелегко, когда наши души соприкасаются с несправедливыми обвинениями, предательством друзей или просто с откровенной грязью. Тяжелые и горькие переживания в эти минуты просто неизбежны. Полагаю, что именно эти переживания предстали пред взором Христа во время молитвы в Гефсиманском саду. Возможно, Он увидел картины будущего и отвратительные поступки людей, прикрытые Его именем. А может быть Он видел нас с тобой в те минуты, когда мы стыдились Его евангелия… О, как же нелегко для любящего, приносящего спасение сердца,  пить из подобной чаши.

Христос пришел принести Себя в жертву, но в эту великую жертву вошло нечто большее: Он стал жертвой в атмосфере ненависти и религиозной озлобленности, что еще более раскрывает Его любовь к Отцу и мятежному обманутому человечеству:

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Страдания Христа приняли в себя больше, чем нам может это представиться. Было ли это результатом многовекового пренебрежения и ненависти к Богу со стороны мира и евреев, разрешением ли диаволу прикасаться к Сыну Божьему, картинами будущего или чем-то еще более неведомым для нас, видимо так и останется тайной до Вечности. Конечно, фильм «Страсти Христовы», позволяет приблизиться к тайне переживаний души Искупителя, но оставляет эту тайну непознанной. Христос принес Себя в жертву Богу, а не нам, а потому только Отец знал, о чем просил ночной порою Его Сын, оставленный без поддержки Своих учеников.

 Не будем судить учеников и наполняться  «праведным» гневом на народ и вождей Израиля: боюсь, что большая часть из нас, в том числе и я, были в этой орущей толпе… И нам еще предстоят долгие годы, чтобы память о нашей мятежности полностью выветрилась из наших искупленных Его подвигом душ!  Господи, как же не хочется это признавать.

Быть может кому-нибудь из нас, молю, чтобы и мне, представится честь просить Бога о том, чтобы достойно испить свою чашу, как это произошло в судьбе некоторых учеников Христа:

«Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься…» (Мк. 10:38-39)

Господи, помоги нам в следовании Твоими путями!


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.