Слово к церкви. Открытость Бога

Вопрос открытости всегда был важен для человечества. История открытости берет свое начало еще со времен первых людей, когда Адам и Ева совершенно обнаженными ходили по Едемскому саду. Они пребывали в Божьем присутствии, и их не смущала эта обнаженность. Они ходили обнаженными пред Богом, Который был по отношению к ним любящим, милосердным и добрым. Они находились в Его удивительном творении и им нечего было стыдиться, бояться или скрывать.

 

Скачать

 

Сергей Кудрин

Сегодня я хотел бы рассуждать вместе с вами, дорогие друзья, о таком важном аспекте нашей духовной жизни как открытость – открытость по отношению к Богу и по отношению друг к другу вне зависимости от отношения к нам. Это рассуждение тем более важно для нас в преддверии праздника Пасхи, которая дает нам образ предельной открытости Господа нашего Иисуса Христа в его человеколюбии и благодати.

Хотелось бы начать со следущего места Священного Писания: «Настал же день опресноков, в который надлежало заколоть пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите , приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретиться с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху» (Лк. 22:7—13).

Итак, Иисус отправил Своих учеников приготовить определенное место общения. Вслед за этим разворачиваются события, которые в христианстве называются «вечеря Господня». Иисус уединился с своими учениками и именно там происходило какое-то очень важное, драгоценное общение. Важно отметить, что в тот момент найти подходящее помещение для праздника было очень сложно. Многотысячные толпы израильтян в дни празднования иудейской пасхи стекались в Иерусалим, город был переполнен, в гостиницах невозможно было найти места. Словом, с бытовой точки зрения найти пристанище было очень сложно. И здесь мы видим, как Божья рука сверхъестественным образом дает такое устройство, когда в огромном городе, бурлящем накануне празднества, уже была приготовлена большая устланная горница, как место тихого уединенного общения Христа с учениками. Божий дух направляет человеческое сердце к общению с Собой и готов дать сверхъестественное устройство, для того чтобы человек смог приготовиться к Пасхе и обратить свое пристальное внимание на главную пасхальную ценность – это личность Господа Иисуса Христа. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Можно выделить две важные грани, которые присутствали в событии вечери Господней. Самое первое: Христос указывал на Себя как на настоящую Пасху. Он провозгласил Своим ученикам, преломляя хлеб и разадавая его: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается»; поднимая чашу с вином, говорил: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Для нас важно, чтобы мы в эти пасхальные дни осознали для себя, что именно Христос как личность является для нас Пасхой. Пасха это не просто праздник, не просто радостное событие, или веками устоявшиеся обряды и традиции, это прежде всего сам Иисус Христос как личность, явленный в Его деле искупления от грехов всего рода человеческого. И как важно в связи с этим помочь обратить внимание всех людей на истинный смысл и ценность Пасхи. Это и есть приготовление к Пасхе.

Вторая очень важная задача для нас. Ученики были собраны в общении, и именно в нем мы обнаруживаем предельную открытость Христа к своим последователям. Он говорит о страдании, и Его не очень понимают ученики, Он говорит о предательстве – а это вызывает тревогу и волнение в их сердцах. Иисус говорит об отречении – и это также трудно принять ученикам. И во всем этом мы видим предельную откровенность, предельную внутреннюю обнаженность Иисуса Христа, Который накануне своих страданий, смерти и воскресения стремиться полностью открыться своим ученикам.

Предельная открытость, откровенность, обнаженность чувств – все это является наполнением большой горницы, которая чудесным образом была приготовлена посреди большого шумного города. Я бы хотел, чтобы всемогущий Господь, наш Спаситель Иисус Христос положил особенную печать Своего благословения на эти пасхальные дни. Чтобы суть произошедшего в той горнице, особенным образом зазвучала для нас, и в наших сердцах Духом Божьим отозвались эти слова: «пойдите, приготовьте…». Чтобы мы смогли приготовиться, и в нашем сердце пережить более глубокое понимание Пасхи, и сделать свои, по-своему непростые шаги открытости наших сердец для Господа. Вечеря Господня вмещала в себя откровенное общение, вскрывала внутренную испорченность человека — и все это в свете великой Божьей милости и любви.

Вопрос открытости всегда был важен для человечества. История открытости берет свое начало еще со времен первых людей, когда Адам и Ева совершенно обнаженными ходили по Едемскому саду. Они пребывали в Божьем присутствии, и их не смущала эта обнаженность. Они ходили обнаженными пред Богом, Который был по отношению к ним любящим, милосердным и добрым. Они находились в Его удивительном творении и им нечего было стыдиться, бояться или скрывать. Вопрос открытости в присутствии Бога и друг друга был простым и естественным. Когда же появилась проблема? Когда в мир пришел грех. Именно грех, вошедший через непослушание Божьему Слову, проникший в человеческие сердца, заставляет людей скрываться друг от друга. Адам и Ева после грехопадения тут же начали скрывать друг от друга свои обнаженные, сотворенные Богом тела, потому что они стыдились. Они начали прятаться от Бога, потому что что-то запятнало их, и это что-то являлось грехом и злом, которое проникло в первозданный человеческий мир.

Подобный механизм работает до сих пор. Грех проникает в человеческие судьбы и заставляет людей прятаться и скрываться. Мы страдаем от одиночества, люди замыкаются в себе, потому что не хотят открываться, им страшно и больно это сделать. Движение разъединения человеческих сердец захватывает людей силой греха. Даже в таких, казалось бы, тесных взаимоотношениях как брак, муж и жена оказываются отчужденными друг от друга и замкнутыми в себе. И это – результат греха.

Но мы видим, что сам Бог по отношению к людям занимает другую позицию. На протяжении всего Священного Писания Господь являет себя как Бог откровения, а это значит, с одной стороны, как Бог открывающий Самого Себя, а с другой – как Бог ищущий откровенности. Именно Он в Едемском саду искал Адама! И этот уникакльный поиск не остановился и в сегодняшние дни – в современном мире и обществе, потому что до сих пор продолжает звучать Божий призывающий голос, тот же самый, который звучал в Едеме: «Где ты, Адам? Где ты прячешься от Меня, Бога любви, Бога милости, Бога святости?». Греховный мир до сих пор трагически захватывает человеческое общество, когда мы, испачканые грехом, принимаем ошибочное решение – спрятаться, уйти в самих себя. Порой как тяжело осознавать эту реальность, которая свойственна даже верующим людям.

Но Бог продолжал в любящем терпении идти к человеку, и Он платил драгоценную цену этой открытости. Он посылал Своих пророков, которых избивали, иных лишали жизни, но ничто не могло остановить этого глубокого движения Божественной открытости к роду человеческому. Он продолжал стучаться через совесть человеческую, через образы Своего чудесного творения, через слова своих пророков. И это та цена, которую платил Господь.

Я могу сказать, что преодолевать стену закрытости, отчужденности очень трудно. Идти навстречу мучительной боли непонимания, ранящих душу слов — это очень мужественное движение. И на это мужество способна только любовь. Божья любовь была очень мужественной. И пик открытости этой любви мы обнаруживаем в жизни и служении Иисуса Христа. Евангелие от Иоанна говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). Сущий в недре – это значит недоступный для взгляда, сокрытый в глубине, в таинстве Отца. Он явил, то есть открыл эту тайну. Христос стал предельным проявлением Божественного откровения, потому что, как говорит нам Божье Слово: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Он открыл Себя, и Он знал, что эта открытость обойдется Ему очень дорого. Он знал, что Его не поймут, что Его отвергнут. Он знал, что Его ожидает, знал, на что идет. И эта любовь, проявляя величайшее мужество, шла по пути предельного откровения, шла, несмотря на то, что встречного движения со стороны рода человеческого в целом не было.

Мы подходим к Пасхе, и именно в ней мы открываем невероятно яркое проявление открытости Христа, которое призывает нас задуматься, оценить свою жизнь. Как мы живем, как относимся к ближнему, как поступанм с нашей болью и непониманием? В какой степени наша любовь оказывается мужественной и открытой?

Мы обнаруживаем в образе Пасхи грань открытости нашего Господа перед Своим Отцом. Вспомним слова Иисуса Христа, которые не понимают многие люди, слова его глубокой молитвы в преддверии голгофских страданий – неимоверных страданий, потому что они измерялись не только болью Его распятого тела. Это было потрясающее напряжение, которое нам практически невозможно представить, напряжение Его души, которая понесет грех человечества и станет заместительной жертвой. Он молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу эту мимо Меня! Впроочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:41). В этих словах мы видим очень человечный образ Христа, который не выступает традиционно великим и успешным духовным героем. Его душа была раздираема страданием, но даже страдая, Он был совершенно открыт. Перед кем? Прежде всего перед своим Отцом. Этого порой не понимают люди, усматривая в реакции и словах Христа лишь проявление слабости. Друзья, это не слабость, но более того – это показатель силы. Открытость и есть величайшее проявление мужественной любви.

Мы находим открытость прежде всего по отношению к Богу. Многочисленные и яркие примеры можно увидеть в книге Псалтирь, где псалмопевец предстает перед Богом абсолютно внутренне обнаженным, говоря о своих радостях, огорчениях, печалях и сомнениях. Он открыто говорит, доверяя свои внутренние переживания Богу: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 41:6). Но даже в этом напряженном внутреннем состоянии он не прячется от Всемогущего Бога. Это самый первый шаг открытости — открытость перед Богом. Открытости даже в согрешившем состоянии – Боже мой, я осквернен, очисти меня! Как Давид в известном 50-м псалме взывает: «Помилуй меня, Боже… и от греха моего очисти меня». Друзья, грех – это наша трагическая реальность, но неразрешимой бедой он становится, когда отстутствуют признание греха и покаяние. Проблема заключается в том, что человек в своей греховности не открывается навстречу Всемогущему Богу, Который совершил величайшее дело всей Вечности, решив вопрос греховности рода человеческого на Голгофском кресте через искупительную жертву Христа.

Мы обнаруживаем еще одну грань открытости Христа в образе Пасхи, и это открытость в отношении Самого Себя. Он говорит о Своем Теле как о том, что будет ломимо, он говорит о чаше — «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови». Христос говорит о Своих страданиях, что наполнено величайшим смыслом. Ученики не понимают откровенные слова Иисуса о Самом Себе, о Его миссии, — все это остается за пределами понимания учеников. Но что Он делает? Он продолжает говорить. Иисус не выражает в Своих словах упрека или негодования, но Его любовь продолжает стучаться в сердца тех, кто дорог Ему, продолжает возвещать о Своей миссии, о том, что Его ожидает, о том, что важно для них, терпеливо достигая их понимания. Иисус говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Поняли ли ученики то, о чем говорил им Иисус? В тот момент нет, но это не остановило движение открытости и откровенности Христа в отношении Самого Себя для них.

Дорогие друзья, пусть этому учиться наше сердце, чтобы оно в искренней любви все-таки продолжало стремиться открываться даже навстречу человеческому непониманию. Возможно, нас не понимают как христиан, нашу веру в Господа Иисуса Христа. Возможно, нас не понимает сестра или брат в церкви. Но пусть наше сердце все-таки будет открытым в мужественной любви, готовым переживать боль непонимания, отверженности, и делать это без упрека, ропота и негодования.

В этом заключен смысл пасхального образа Иисуса Христа. Мы видим Его открытость по отношению к Своим ученикам – но как это было трудно порой! Он так любил Своих учеников, но именно им Он должен был сказать: «Среди вас один, тот, кто предаст Меня». И они начали спрашивать друг друга: «Кто же это сделает?!» Как больно было ученикам, они задавили вопрос: «Не я ли, Господи?», потому что Он сказал, что «рука предающего со Мною», среди тех, кто близок Мне. И это была открытость в отношении учеников, когда Иисус позволял им мужественно проходить через осознание человеческой испорченности. И Он продолжал говорить по отношению к одному из Своих самых близких учеников – Петру, на что Петр отвечал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». Но Иисус продолжал: «…говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:33-34).

Легко ли сказать человеку, что его ожидают тяжелейшие испытания, и его душа окажется неверной? Это похоже на ситуацию, когда врач колеблется: сказать пациенту, что он тяжело болен или пожалеть? И в этом случае выступает мужественная любовь, которая, ставя такой диагноз, не произносит его как суровый приговор, но обнажает внутренную слабость человека, которую нужно исправить. Ведь тот самый Петр, который в свое время отрекался от Христа, завершал свою жизнь точно в соответствии с теми словами, которые он говорил Иисусу: «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». И он удостоился смерти через распятие за Иисуса Христа, но это случилось через много лет, а в тот момент Иисусу предстояло сделать очень трудный и мужественный шаг открытости по отношению к Своему ученику, чтобы и его провести через этот нелегкий урок.

Мы обнаруживаем также предельную открытость перед всеми людьми, когда Христос, обнаженный, висел, распятый, на Голгофском кресте: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50:6). Иисус был открыт даже для тех, кто пылал ненавистью по отношению к Нему, к тем, кто готов был разорвать Его в порыве религиозного негодования, почему и кричала обезумевшая толпа: «Распни Его, распни! Кровь Его на нас и на детях наших!» А Он, глядя на них, молился: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».

Предельная открытость… Это образ Пасхи. И я хотел бы, чтоб эти пасхальные дни для всех нас, и особенно для наших близких, еще не знающих Иисуса Христа и не выразивших своего личного отношения к Богу, чтобы эти дни принесли нашим сердцам возможность открытого движения навстречу Господу. И наша задача как верующих людей донести этот удивительный образ. Да благословит нас в этом Господь.

Пусть сила Пасхи, Его смерти и воскресения поможет нам пережить настоящее освобождение от силы зла и греха в нашей жизни, поможет сделать нам мужественный и решительный шаг открываясь перед Богом, чтобы обрести дар вечной жизни во Христе Иисусе.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Татьяна

Очень сильное слово...о любви много получила откровений...Дух Святой обнажающая личность...я тронута вашей проповедью....это то ,что я искала...я со слезами читала...благодарна Вам ....Богу благодарна что остановил на вашем сайте и заговорил со мной,открылся ещё больше мне

16 октября 2015 Ответить