Слово к церкви. Измерение любви или приземленная расчетливость

Когда мы следуем за Богом, то порой замечаем, что нам становится труднее повиноваться Божьему слову, труднее прощать, проявлять терпение, творить добро. В наш адрес сказали неприятное, оскорбительное слово – и мы обнаруживаем, что нам трудно простить и принять этого человека. Или мы становимся нетерпеливыми и в этом нетерпении срываемся на других. Раньше мы с большей охотой делали добро и не задумывались о том, как на это отреагируют окружающие, мы были удовлетворены тем, что Господь знает наши дела и Сам воздает за это добром. Теперь же мы начинаем ориентироваться на реакцию людей, а когда не находим ожидаемого, то нам становится трудно, и мы переживаем разочарования, сложности, напряжения.

Скачать

 

Сергей Кудрин

Дорогие друзья, мне хотелось бы вместе с вами рассуждать над таким важным вопросом нашей жизни, который связан с Божьей любовью к нам и нашим обновлением в этой любви. Когда мы следуем за Богом, то порой замечаем, что нам становится труднее повиноваться Божьему слову, труднее прощать, проявлять терпение, творить добро. В наш адрес сказали неприятное, оскорбительное слово – и мы обнаруживаем, что нам трудно простить и принять этого человека. Или мы становимся нетерпеливыми и в этом нетерпении срываемся на других. Раньше мы с большей охотой делали добро и не задумывались о том, как на это отреагируют окружающие, мы были удовлетворены тем, что Господь знает наши дела и Сам воздает за это добром. Теперь же мы начинаем ориентироваться на реакцию людей, а когда не находим ожидаемого, то нам становится трудно, и мы переживаем разочарования, сложности, напряжения.

Попытаемся разобраться, почему так происходит. Почему наша жизнь, наше сердце теряет чистоту, глубину духовных переживаний. Одна из причин — и мы видим подтверждение тому в Священном Писании – растущий дефицит любви в нашем сердце, недостаток любящих отношений прежде всего с Господом, а вслед за тем и с ближними.

«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2: 1—6).

Данная глава начинается очень ободряюще – и это является характерной особенностью Божьего Духа, Он действует в нашей жизни, изменяя и преображая нас. Он подчеркивает достоинства людей: « ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал…», Он дает замечательную характеристику, которой можно только порадоваться. Но вслед за тем звучит нелицеприятная, любящая укоризна Господа: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою…». Звучит истинная оценка Бога — то, что было в твоей жизни: искреннее посвящение, пылкость чувств, — осталось позади. И этот серьезный, для того чтобы остановиться и задуматься, призыв звучит к сердцу человека.

Рассматривая такое явление как любовь, мы можем сказать, что она действительно живет в каком-то другом жизненном измерении – в нем нет привычной для нас расчетливости. Это измерение, которое не отличается приземленной расчетливостью. Любовь не считает сил и средств, а если считает, то как-то иначе.

Все мы, когда были молодыми людьми, торопились на свидания. Сложно себе представить такого молодого человека, который, уклоняясь от встречи с возлюбленной, говорит: «Мне некогда, у меня дела, работа». Вслед за тем он приводит веские причины, которые иллюстрирют его расчетливое отношение ко времени, а также он демонстрирует расчетливое отношение к финансам, когда не стоит напрасно тратиться на цветы или на подарок любимому человеку.

Дорогие друзья, такая приземленная расчетливость не свойственна любящим отношениям. В них вступают в силу совершенно другие принципы. Я помню, как моя сестра выходила замуж, и ее возлюбленный, отнюдь не богатый человек, сделал роскошную свадьбу, говоря: «Я женюсь один раз!» Он вложил туда все свои накопления, и свадьба вышла поистине царской. В этом было движение его сердца, которое не отличается большой расчетливостью в таких случаях.

Именно с такой точки зрения мы видим, что любовь способна давать человеку необычные, сверхъестественные силы и для души, и для тела. Я думаю, что именно любовь дала верующим в Ефесе возможность не изнемогать и трудиться для Божьего имени. Даже в русских сказках, которые являются классикой народной мудрости, можно увидеть нечто подобное. Я всегда удивлялся – безусловно это образ, но образ с хорошим смыслом — как Иван-царевич отправляется за тридевять земель, преодолевает множество препятствий, сражается с Кащеем Бессмертным. Ведь это яркий образ очень сложных, почти безвыходных жизненных обстоятельств! И вот Иван одерживает победу. Но что же движет этим человеком, каковы его мотивы и какая выгода для него? А выгода только одна – он любит свою царевну и в ней видит самое большое сокровище для своей жизни, за которое он готов платить любую цену. Такая любовь дает ему потрясающие силы, он не считается ни с чем, он вкладывает всего себя ради возлюбленной.

Я вспоминаю, когда мое служение в Церкви только начиналось, мне приходилось постоянно ездить из Ижевска в Воткинск. Это было непростое, трудное, напряженное время, были длительные поездки, приходилось мерзнуть в холодных поездах. Было много бытовых трудностей, неустройства. Но вы знаете, я абсолютно не вспоминаю тяжести того периода. Почему? Потому что я любил тех людей, к которым ехал служить. Любил эту землю, ходил по улицам Воткинска и переживал особенные чувства. Я думал: «Господи, Ты доверил мне этот город. Да, здесь есть земные правители, но Ты дал этот город мне, чтобы здесь служить Тебе и созидать Твою церковь. Все исчезнет, все дела земные сгорят, а эта церковь останется. Ты даешь мне преимущество совершать труд, который останется в Вечности». Мое сердце наполнялось восторгом и радостью. Я просто любил этих людей, и эта любовь позволяла преодолевать сложности. Помню как шел преподавать крещение в ледяную прорубь и одна женщина сказала: «Ну, если ваш проповедник не заболеет, я поверю, что Бог есть». Я не заболел, только не мог сам после этого одеться, мне помогали. И это не было примитивное геройство, но служение людям с любовью в трудных порой обстоятельствах.

Это любовь, и ей не страшны ни жар, ни холод, ни сложные обстоятельства, потому что она придает силы человеку. Я думаю, каждый христианин, оглядываясь на свои годы жизни в Иисусе, может увидеть что-то подобное. Именно любящее отношение к нашему Госоподу придавало нам силы терпеть, прощать, верить. Сегодня люди не изменились, да и обстоятельства остались прежними, но когда у нас возникает дефицит любви, мы не можем не заметить этого.

Если из нашей жизни изъять измерение любви, то мы придем к примитивной и убийственной позиции «мне это невыгодно». Прощать – невыгодно. Творить добро – невыгодно. Верить – невыгодно. Эта позиция приземленной расчетливости способна убить любое живое призвание. Каждый из нас в жизни имеет призвание. Любить ближнего, служить своей семье, жене, мужу, детям, отечеству – это призвание, которое покрывает все сферы нашей жизни. Позиция приземленной расчетливости, позиция «мне это невыгодно» способна убить самое прекрасное в человеческих взаимоотношениях!

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, в 15 главе, говорит: «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Сейчас в христанском мире достаточно много говорится о теологии преуспевания, когда развивается образ успешного с земной точки зрения христианина, образ во всем преуспевающего пастора или служителя. Его судьбой не являлются обычные проблемы, если они приходят – он просто сдвигает их в сторону. Это выгодный с земной точки зрения образ верующего человека. Дорогие друзья, хочу сказать, возможно к нашему сожалению, но в Священном Писании мы не сможем найти такого образа. Да, Господь разрешает множество проблем, удивительным образом благословляет нашу судьбу, давая все необходимое. Но у всего этого, конечно же, есть свое предназначение. И одна из важнейших причин, это чтобы сердце наше устремлялось к Царству Божьему, будучи свободным от земных забот и суетливости разума. Чтобы в нашу жизнь мощно входило неземное измерение любви. Когда это измерение входит в нашу судьбу, то она выходит за примитивные рамки «выгодно-невыгодно».

Иисус Христос говорит: «Собирайте себе сокровище на Небесах», а это значит, что есть такая проекция всей нашей жизни, которая находит свое отражение на Небесах. Нам трудно представить себе это сокровище, так и апостол Павел пытаясь его описать говорит, что ему на Небесах готовится венец правды. Он был уверен, что его жизнь и служение собирают небесное сокровище. Как мы видим, это не только вопрос земного воздаяния. Если в этом вопросе ограничиться только земными рамками, то можно многое упустить, и тогда вновь обращаясь к словам апостола Павла, услышать:«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Апостол хотел сказать: «У вас есть небесная перспектива, у других ее нет, а у вас есть! А вы живете так, как будто у вас ее нет…» Как грустно, трагично и даже страшно.

Наша вера и христианская жизнь имеет неземное происхождение. Земля не является нашей родиной и домом. Мы лишь странники и пришельцы на этой Земле, как об этом говорит Библия. Но это не говорит о неполноценной земной жизни. Как Своих странников, Бог снабжает нас всем необходимым. Наше сердце призвано устремляться в Небесную отчизну, а потому однозначно, что наше христианство будет не всегда выгодным с земной точки зрения. А иначе примитивная выгода и приземленная расчетливость будут убивать взаимоотношения любви.

Обратим внимание на известное место из Священного Писания — книга пророка Малахии, 3 глава, стихи 13-18. Отметим, что это одни из последних стихов Ветхого Завета, а это значит, что они особенно важны для нас: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы'. Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему».

С земной точки зрения служение Богу, как это говорили еще в давние времена, как говорят об этом и сейчас, оказывается не очень-то выгодным. Но нельзя забывать, что служение Богу оказывается невероятно выгодным с точки зрения небесной перспективы, и близится тот день, когда Бог сделает это явным для всех. Но если сейчас мы окажемся духовно близорукими не разглядев этого, то мы в жалком состоянии.

Что говорит нам автор книги Откровение, если мы попали в проблемму и начали терять это небесное измерение? Господь говорит: «…покайся, и твори прежние дела». Есть только один выход – это обновляющее покаяние для нашей жизни. Покаяние, которое обновляет нашу любовь к Богу и друг к другу. «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40).

Бог призывает нас любить Его. И эта любовь, как учит нас Божье Слово, выражается в отношениях между людьми. Наша церковь носит такое обязывающее название «Филадельфия», что в переводе с греческого означает «братолюбие». Если я имею любовь к Богу, то ее непосредственно сложно увидеть, так как это духовное состояние. Но можно увидеть видимое выражение этой любви – в отношении к ближнему. Писание говорит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Но если я люблю ближнего, как учит нас Библия, то мне не надо говорить об особенностях любви к Богу. Ее можно увидеть в моей жизни, когда я люблю ближнего своего. Именно это и есть сфера нашего обновляющего покаяния – обновиться в любви к Богу и в отношениях с окружающими.

Как этого порой не достает нам, особенно недостает мужчинам – любящего отношения к своей семье, детям, жене. Как не достает этого родителям, чтобы с любовью воспитывать своих детей. Как порой недостает любви в наших внутрицерковных взаимоотношениях. Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Христа упрекали в том, что Он любил есть и пить с мытарями и грешниками, любил быть им другом. Друзья, это именно та сфера взаимоотношений, которая необходима нам сегоа Малахии, стихидня для обновляющего действия.

Приближаясь к завершению я хотел бы рассказать вам об одной ситуации, которая повлияла на обновление моего сердца. Это были по-своему необычные обстоятельства. Я находился не на богослужебном собрании, не в молитвенной комнате. Находясь на учебе в Санкт-Петербурге, в перерыве между занятиями я гулял по набережной Фонтанки. И в тот момент меня посетило Божье присутствие. Это было особенное состояние. Как обычно мы ведем себя в присутствии какого-то высокопоставленного лица? Представим, что мы попали на прием к человеку, от которого зависит наша судьба. Наверное, мы бы постарались сделать все зависящее от нас, чтобы этот человек понял нас и вник в наши сложности. И в тот момент я мучительно вспоминал, о чем бы сейчас попросить у Бога, возможно о том, о чем я просил годами, но не получал ответа. Я думал: вот сейчас, в это мнгновение есть реальный шанс снова напомнить о себе. И когда я уже совсем собрался с мыслями и хотел что-то сказать Богу… то вдруг почуствовал, как невидимый Божий перст лег на мои уста. И я понял: сейчас Господь не желает, чтобы я что-то говорил,Он просто хочет побыть со мной. Я понял, что Он любит меня. Что многие вопросы и сложности моей жизни для Него решаемы, но самой большой ценностью для Него являюсь я сам. И Он хочет побыть со мной в тихом молчаливом общении.

С годами я понял, что эта естественная, свободная тишина двух любящих людей и является показателем глубины общения. Рассмотрите свое сердце – можете ли вы с тем, кто вам дорог, просто помолчать? И вы поймете, как сильно любите этого человека.

Я вышел из этого драгоценого переживания обновленным. Я понял: Господь желает, чтобы мое сердце просто любило Его. Я как-то по-другому посмотрел на свою семью, близких, друзей. Это был момент внутреннего обновления. О чем-то я сожалел, в чем-то раскаивался, в чем-то с радостью утверждался и вдохновлялся.

Я хотел бы благословить вас, дорогие друзья, на это обновляющее ответное движение наших сердец в любви к Господу, потому что Он первый возлюбил нас любовью вечной. Когда встал вопрос цены для Бога, то Он заплатил сполна, отдав самое дорогое, что было у Него – Сына Своего единственного и возлюбленного. Это самое яркое выражение неземного измерения любви, которому несвойственна приземленная рассчетливость. И конечно, любя нас, Он призывает нас на тот же уровень взаимоотношений. Почему и гласит Его заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем…» и вслед за тем: «…возлюби ближнего твоего как самого себя».

Если наша жизнь не обновляется в этой любви к Богу и ближнему, которая рождается прежде всего в личных взаимоотношениях с Ним, то нам сложно будет прощать, терпеть, творить добрые дела, радоваться, верить. Что-то очень важное может уйти из нашей жизни. Только любовь вносит в нашу судьбу небесное измерение, которое наполняет жизнь возвышенным смыслом и делает нас великодушными.

Благослови всех нас Господь на это важное движение.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.