Слово к церкви. Радость отцовства

Тема нашего сегодняшнего размышления, связанная с важностью отцовства и наставничества — это величайшая радость. Иоанн, любимый ученик Христа, Иоанн, которого называют апостолом любви, судьба которого исключительна,— он много говорил о любви. С отцовской любовью и нежностью Иоанн произносит прочитанные нами слова.

Скачать

 

Сергей Кудрин

«Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет больше радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников; они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви; ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине» (3 Ин. 1:1-8). Ключевой стих для нашего размышления – четвертый: «Для меня нет больше радости, как слышать, что дети мои ходят в истине».

Тема нашего сегодняшнего размышления, связанная с важностью отцовства и наставничества – это величайшая радость. Иоанн, любимый ученик Христа, Иоанн, которого называют апостолом любви, судьба которого исключительна, - он много говорил о любви. С отцовской любовью и нежностью Иоанн произносит прочитанные нами слова. Я не ошибусь, если скажу, что выражение «нет большей радости» из уст апостола Иоанна Богослова следует воспринимать буквально, то есть, это и есть величайшая радость. И эта радость не только земного, но и небесного происхождения. Для меня нет большей радости, как слышать… Что слышать? Как совершаются христианские проекты? Как решаются различные проблемы? Как земля приносит свой плод? Это, безусловно, радостно, но апостол говорит, применяя степень сравнения, что «нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Не падают, не спотыкаются, а ХОДЯТ! Не восстают против Бога, не клянут святыни, не богохульствуют и не отступают от истины – а ходят в истине! Ходить, значит ходить. Когда мы видим выпившего человека, нам ясно, что он не идет – он либо летит, либо ползет, или выбирает еще какой-нибудь способ передвижения, но только не ходит.

Итак, апостол Иоанн говорит, что мы не найдем для себя большей радости, чем если наши дети будут ходить в истине. Это касается не только наших детей по рождению – апостол говорил о духовных последователях, духовных потомках. Он не рассматривал своих последователей только как перспективных лидеров, но как людей, которые крайне дороги его сердцу. Их жизнь, судьба, служение рождались в муках его сердца. И Иоанн говорит, что самая большая радость для него – слышать, что те, за которых переживает его сердце, кого он почитает своими, надежно ходят в истине.

Дорогие друзья, я хорошо понимаю слова, которые говорю – для меня это тоже самая большая радость. Я не считаю для себя церковь чем-то вроде работы – просто хорошо проповедовать, хорошо управлять. Конечно, дай Бог, чтоб это все так и было, но церковь – это нечто большее. Церковь – это сердце Бога, и это, прежде всего живые люди. Самый высокий приоритет нашей жизни – это люди. А задача Церкви,чтобы они достойно ходили перед Богом, и не погибали в греховном образе жизни. Я часто бываю на похоронах и знаю, что смерть бывает разная – страшная, грустная, неожиданная, бывает светлая, достойная. Но бывают смерти, которые особо навевают тоску на сердце – когда я бываю у гроба человека и вижу, что в последний путь его провожают лишь немногие люди, да и то без особой горечи утраты. Как человек живет, так он и умирает, в смерти ты не будешь больше, чем в жизни. Если ты достойно и славно жил – то даже в смерти ты прославишь Бога, если ты жил так себе – точно так же и умрешь. И в некоторых ситуациях я понимаю – вот результат жизни верующего. Он спасся, как написано в Библии, как бы из огня. Да, душа этого человека отошла к Богу – он жил и веровал, но в результате он мало что сделал для людей, а последователей как таковых вообще нет. Жизнь такого человека оказалась не полноценной. Мне в такие моменты бывает очень грустно, потому что я понимаю – самой большой радости в жизни этого человека нет. Нет людей, про которых он мог бы сказать: это мои последователи, я вложил в них свою жизнь, и они ходят в истине, и нет большей радости, чем видеть таких людей. И мы не сможем искусственно создать эту радость, ведь она приходит к нам естественным образом со Святых Небес.

Когда я размышляю о людях, которых доверил мне Господь, о своем служении, то что, чаще всего, приносит мне горечь и печаль? – когда люди отступают, оставляют церковь, друзей, когда они оказываются непокорны Божьей воле, когда нарушают истину. И я болею за этих людей. Не просто как тренер болеет за своих учеников, у тренера главное – результат, результата не дал – значит, не нужен. Нет, в церкви за людей переживаешь по-отцовски, потому что понимаешь – это их жизнь, душа, и на карту поставлено главное – судьба человека, и ты имеешь часть в этой судьбе. Но когда я слышу, что мои последователи в чем-то преуспели, чего-то достигли, у них получилось сделать какое-то Божье дело, — мое сердце наполняется радостью. Я радуюсь вместе с ними, потому что понимаю: это моя радость и мой успех перед Богом, ибо «нет большей радости, чем слышать, что дети мои ходят в истине»! Друзья, хочется, чтобы то, о чем говорит Иоанн, глубоко проникло в нашу судьбу, чтобы мы в полной мере оценили эту радость.

Итак, величайшей радостью является успех тех, кого доверил тебе Бог, кого ты воспитываешь как последователя Иисуса Христа. Если мы посмотрим на историю Священного Писания, то обнаружим яркое подтверждение этих слов. Книга Бытие, 18 глава, 19 стих, где Бог говорит к Аврааму и определяет его жизненную задачу. «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» (Бытие 18:19). Бог предлагает Аврааму, а вместе с ним и каждому из его последователей, заповедать сынам своим, то есть своим потомкам, и дому своему, то есть своим последователям, ходить путем Господним. Справился ли Авраам со своей задачей? Справился, дорогие друзья! Ведь сам Господь говорит в Ветхом Завете: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Господь не говорит это, просто констатируя факт. Как мы иногда говорим: «Я из Удмуртии, в Ижевске живу…» Дескать, ничего особенного, гордится тут нечем. Нет, Богу не свойственно поступать таким образом. Я думаю, когда Господь произносил эти слова, он говорил с радостью и удовлетворением: «Я Бог этих людей!» Как впрочем, и я, как родитель, хочу с радостью говорить: «Я отец этих детей!», не стыдясь того, кто есть мои дети. И в этом состоит большая задача нашей жизни.

Авраам справился со своей задачей, у него были последователи, надежные последователи, составившие целый род, в котором родился Спаситель всего человечества. И Господь, как написано в Писании, не стыдится называть себя Богом таких людей.

Успех ли это? Несомненно. Авраам справился с поставленной Богом задачей, ведь ему Господь сказал: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал…». Справился ли с подобной задачей Моисей? Справился. Много ли он времени потратил на это? Много, дорогие друзья, десятки лет. Но его последователь, Иисус Навин, выполнил ту задачу, которая была главной в жизни Моисея – ввести народ в землю обетованную. Моисей остался на границе этой земли, взошел на гору по Божьему повелению и умер там. Кто выполнил его задачу? Его последователь, - тот, в кого Моисей вложил всего себя, всю свою жизнь. И он мог переживать радость за своего ученика.

Что сделал Илия, известный пророк? Когда его сердце находилось в тяжелейшем состоянии, и он, потерявший смысл жизни, стоял перед Богом и готов был отойти к Нему, Господь заговорил к нему: «И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (3 Цар. 19:15-16). Бог обозначил важность решения вопроса, связанного с оставленными после служения пророка людьми. И мы знаем, куда двинулся Илия после того, как исполнил Божье повеление – в огненном вихре, в колеснице, он взошел в самое небо. Но произошло это только после того, как в его жизни появился достойный последователь. История повторяется начиная с самых древних времен.

И самое яркое выражение рассматриваемого нами принципа мы находим в жизни и личности Иисуса Христа. Я хотел бы сейчас выборочно привести текст из достаточно большого отрывка Священного Писания, это 17 глава Евангелия от Иоанна, так называемая глава первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа, которая относится к Его ученикам, последователям на этой Земле. Итак, Иисус обратился в молитве к Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Обратите внимание на эти строки – это говорит не воскресший после смерти Христос, подчеркивая свершившийся факт Голгофы. Нет, Голгофа еще впереди, а Он уже заявляет о том, что определенное дело, которое поручил Ему Господь на этой земле, уже совершено. Крестная смерть будет следующим делом – искуплением всего человечества. Далее: «И ныне прославь Меня Ты, отче, у Тебя Самого славою, которою Я имел у Тебя прежде бытия мира». И прославивши Господа, Христос продолжает мысль, которую начал ранее. «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое». Вот то дело, о котором Иисус говорит в прошедшем времени, как о чем-то, уже совершенном окончательно. И он продолжает говорить Отцу о своих учениках, уделяя этому вопросу много внимания: «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Посмотрите, какое напряженное внимание уделяет Иисус, когда говорит о Своих последователях. У Него не было рожденных детей, у Него были апостолы, которых Он избрал. Далее Иисус говорит: «И все Мое Твое, И Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто их них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не о мира. Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не о мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною».

Итак, это определенный духовный принцип, закон, который мы видим от самого начала, об этом нам говорит еще книга Бытие, и глубина, напряжение этого принципа нарастает по мере того, как мы движемся дальше по страницам Священного Писания. Библия говорит нам, что твои потомки, последователи должны быть не просто рождены и отпущены, чтобы жить как-нибудь. Но Господь хочет, чтобы наши потомки были нашей славой, а не позором, и это наша ответственность. Христос говорит: «Вот те, которых Ты Мне дал». Его первосвященническая молитва – это вершина, апогей ответственности, бремени отцовства. Иисус подчеркивает: «Я и сейчас посвящаю Себя ради них». Каждый из нас призван воспитать последователей, каждому из нас даровано определенное число людей, о которых Господь говорит, что это те люди, которых Он нам доверил. Для родителей - это дети, для руководителя - это подчиненные, для пастора – это члены церкви. И даже тот, кто называет себя обычным человеком, не исключение из этого правила, - у него есть люди, которых ему доверяет Господь. В каком они состоянии? Бесхозные ли это люди, или они ощущают на себе постоянную заботу и внимание? Воспитанные они или нет? Они наша слава или позор?

Дорогие друзья, это серьезнейший вопрос для нас – вопрос, который ставит Божий Дух. Сколько времени мы уделяли людям, которых доверил нам Господь? Как часто мы молимся о наших бытовых проблемах и сколько времени посвящаем молитве за наших последователей? Я помню, как одна женщина молилась с постом за свою бытовую проблему целую неделю. В тот момент я подумал: «Господи, если бы в таком проломе человек стоял не за свои бытовые нужды, а за людей, которых Ты ему доверил, то тогда, я думаю, произошло бы что-нибудь серьезное». Если бы человек в молитве с постом ходатайствовал, чтобы изменилась ситуация в семье, чтобы прекратилось бесчинство обнаглевшего руководителя, чтобы люди в церкви пережили духовное обновление и вдохновились для служения – наверняка бы Господь ответил на такие молитвы. Зададим себе честный вопрос: сколько времени и сил мы положили на тех людей, которых доверил нам Господь? Как много сердца мы вложили в них? От этого будет зависеть степень нашей отцовской радости. «Для меня нет большей радости», - восклицает апостол, а ниже он говорит, что молится о своих учениках, переживает за них, эти люди в сердце его. Вопрос настолько серьезен, что его можно назвать стратегическим, вокруг него разворачивается судьбоносное сражение – успех или провал нашего отцовства и наставничества, наша слава или позор.

Обратим внимание на еще один важный момент в тех словах, которые произносит Иоанн. Мы видим его отношение к этим людям, которых апостол называет своими детьми. Для него это не просто перспективные потомки, подающие надежды последователи, которых он может сравнить с учениками других апостолов и подумать: да, мои последователи не так хороши, как ученики моего товарища. Мы обнаруживаем здесь какой-то другой подход. У меня есть дети, и я не стараюсь во всем сравнивать их с кем-то: этот ребенок привлекательный, а мой не очень, там способная девочка, а у меня не так. Родительское сердце смотрит на своих детей и видит их в совершенно другом измерении – это свои, а не чужие. Своя радость и печаль воспринимается гораздо ближе и глубже, а поэтому и процесс воспитания происходит как по отношению к своему. Священное Писание говорит: «Господь, кого любит, того наказывает. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:6-8). Прислушайтесь к этому, дорогие родители, и не упустите этого момента в процессе воспитания ваших детей, потому что если вы оставите своих детей без заслуженного наказания, это будет вашей проблемой и бедой. В этом случае ваша любовь не есть любовь, потому что тех, кого любят, тех и наказывают. Другого нам просто не дано, и я уверен, что это принесет хороший результат.

Обратите внимание, как говорит апостол Павел, обращаясь к церкви в Фессалониках. Это были люди, которым Павел просто проповедовал Евангелие. Вспомните людей, которым вы просто проповедовали Евангелие, кого вы привели в церковь и радуетесь за этого человека. Но, дорогие друзья, люди, которым мы проповедовали, это не просто объект евангелизации. Итак, апостол Павел говорит людям, которым он принес благую весть: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так и мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (1 Фес. 2:7-8). Дорогие друзья, это не сухая передача информации, это благая весть, в которую вложена душа, глубина переживаний, чаяния и надежды. Павел продолжает: «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в свое царство и славу. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:9-13).

Когда мы сами себе задаем вопрос: «Что у меня не получилось. Да, я встал на этот путь, я пытался воспитывать своих последователей – у меня ничего не вышло. Наверное, последователи не такие». Поверьте, дети и последователи всегда одинаковы, они всегда «такие». Это не назовешь самым лучшим материалом. Когда папа Карло вытачивал Буратино, он пищал. Так и мы с вами – не просто пищим, а несемся прочь с Божьего жертвенника, когда дело доходит до определенной работы над нашими сердцами. Друзья, мы, как и ученики Иисуса, не являемся совершенными и успешными. Да, где-то что-то не получилось - но это не показатель! Павел говорит: «Мы просили и убеждали и умоляли», то есть, он использовал все возможные средства только с одной целью – чтобы его последователи были достойными людьми. Более того, он относится к своим последователям, как написано, нежно, как кормилица с детьми. Поверьте, я знаю свое положение в Боге и знаю, что в определенных ситуациях я ни на миллиметр не отступлю от своей важности и не сдам своих позиций, потому что понимаю, кто я такой – это дело принципа. Я не просто Серега или Сережка, которым можно запросто пренебречь. Но в определенных ситуациях я понимаю, что мое звание и достоинство Божьего служителя выражается не в широко расправленных плечах и той силе Божьей, которая действует в моей жизни, - нет, оно выражается в силе любви. Оно выражается во внимательном отношении к людям и сражении с грехом в их жизни, чтобы они жили достойно! Вот для этого я должен употребить свою силу. Зачем ходить перед своими детьми и играть «духовными мускулами» - это просто спектакль. Нет, я должен использовать свою силу для того, чтобы научить своих детей, защитить их, употребить для этого силу духа, силу молитвы. Все это для того, чтобы обеспечить своим детям надежное воспитание, чтобы они не стали моим позором. Я должен вложить свою силу в последователей Христовых, учеников, которых каждому из нас доверил Господь, чтобы я когда-то мог радоваться, что они ходят в истине.

Итак, дорогие друзья, то, о чем мы говорим – это глубокий процесс, в котором Слово Божье учит нас относиться к последователям с чувством отцовства, любящего наставничества. И как говорит апостол Иоанн в своем коротком, состоящем всего из одной главы в 15 стихов послании, четырежды (!) повторяет слово «возлюбленный». Что это? Суетное употребление хорошего звучного слова? Ничего подобного! Это уста, говорящие от избытка сердца. Раз он говорит человеку «возлюбленный», значит, он любит его. Если мы глубже соприкоснемся с Евангелием, то увидим, что многие вещи, которыми мы порой позируем и в которых даже соревнуемся, например, знания, и даже вера, не так важны, как любовь. Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам очень серьезно и даже с некоторым вызовом говорит: «… и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8). Все пройдет, вот только любовь не перестанет. Настоящая любовь отправится напрямую в Небеса. Апостол Иоанн в своем третьем послании дает нам серьезный урок, говоря с любовью. Это то, что имеет непреходящую ценность, сокровище, о котором Священное Писание говорит, что оно собирается на Небесах.

Отметим еще один момент в послании Иоанна: «Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о своей верности, когда ты ходишь в истине» (3 Ин 1:3). Какое качество выделяет Иоанн в последователях, которых он с любовью и нежностью называет своими детьми? Я услышал, говорит апостол своему последователю, что ты верный человек, и надежные люди засвидетельствовали о том, что ты ходишь в истине.

О чем будет радоваться наше сердце? У меня есть ученики, и я с радостью смотрю на них, потому что это небезуспешные люди, служители. Что прежде всего радует меня в собственных детях? Да, неплохо, когда они приносят из школы пятерки, неплохо, когда у них получается хорошо рисовать или играть на пианино. Да, многие вещи по сути своей хороши. Но если сердце твоего ребенка или ученика далеко от тебя – это уже вопрос верности, растущей внутренней дистанции. Когда Руфи, которая в Библии является символом верности, Ноеминь, ее свекровь, сказала остаться в своей земле, она резко сократила эту дистанцию и не захотела ее разрывать. Слова Руфи при этом предстают пред нами как некий символ верности: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою» (Руфь 1:16-18). Так действует верность. Когда мы воспитываем последователей, мы для них являемся авторитетом. И я всегда понимаю, что этот авторитет зарабатывается не только нашей жизнью. Кредит доверия, авторитета нам дается для успешного отцовства и наставничества – чтобы ученики прислушивались к каждому нашему слову. Важная задача – не потерять этого доверия и авторитета. Но необходимо подчеркнуть – последователь до времени меньше, чем наставник, и он призван следовать принципам, идеалам и целям своего учителя. И это удивительный источник радости, когда я вижу, что мои дети и мои последователи ценят меня. Радуюсь, что мое слово для них значимо и его значимость не рождается в нездоровой служительской важности. Я не старался нагружать свое слово чрезмерной важностью, но видел, что люди сохраняют верность по отношению ко мне.

Но, дорогие друзья, верные люди не появляются сами собой, верными не рождаются, верными становятся, ими воспитываются. И успех этого процесса зависит от того, каким будет наше наставничество. Косвенно об этом говорит любопытное место Священного Писания, Евангелие от Матфея, 25 глава, - известная история о господине, который оставлял свое хозяйство рабам, давал им деньги – таланты, которые надо было употребить и преумножить. И когда господин вернулся и рабы представили ему результаты своей работы, он оценивал их жизнь. И вот именно там звучит место, которое известно для многих из нас: «Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Для нашего рассуждения ключевыми являются последние слова: «войди в радость господина твоего». Здесь Священное Писание предлагает нам удивительный источник радости – той, которую переживает апостол Иоанн, той которая спускается свыше – радости, которую переживает наш господин, Господь Иисус Христос. Это не просто человеческие радости, которые приятны нам и которые Бог совсем не собирается отнимать у нас. Это нормальные земные, порой окрашенные в небесный цвет, радости, которые Господь же нам и дает, ведь от Него приходит в нашу жизнь всякое благо. Но у всех этих радостей существует один источник. Нам не надо разыгрывать спектакль на тему радости – мы действительно радуемся. Я думаю, вы все помните место Священного Писания, где сказано, что об одном кающемсягрешнике небеса радуются более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Когда мы с вами видим кающегося человека, нам не надо изображать радость – она естественна, потому что сходит на нас свыше. Я как человек, служащий в данной поместной церкви, молюсь: «Господи, не отними у нас этой радости, чтобы люди постоянно обращались к Тебе».

Но есть еще один источник – это радость господина, Господа Иисуса Христа, когда он видит верного человека. Слово Божье говорит: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И это определенная проверка – в какой степени мы готовы разделить радость с нашим господином, Иисусом Христом, которому действительно радостно видеть, что Его дети, Церковь Божья ходят в истине. Не спотыкаются, не переваливаются с ноги на ногу, но достойно и уверенно ходят в истине Божьей. Так и для нас верность последователей, учеников, духовных детей становятся источником радости. Запечатлейте эту истину на скрижалях своего сердца, чтобы не изображать христианскую радость, не говорить о радости, а реально переживать ее.

Завершая, я бы хотел вновь вернутся к этому замечательному месту Священного Писания, где апостол Иоанн обращается к церкви. Вчитайтесь внимательнее, потому что эти слова звучат в духе самого Господа Иисуса Христа, Который обращается к своему наследию: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Аминь.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

mihail

Очень полезная проповедь

16 ноября 2009 Ответить