Слово к церкви. Военный конфликт

Рождаясь в сердце, конфликт нашей личности выходит наружу. Он выходит наружу в семье – и мы видим ссоры, обиды, семейные трагедии. Затем этот конфликт, это враждебное состояние выходит за пределы домашнего очага, захватывая родственные взаимоотношения, отношения между людьми. В конечном итоге эта война захватывает города и даже целые страны.

 

Скачать

 

Сергей Кудрин

Каждый год 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. При этом нас наполняют смешанные чувства радости и печали. Сегодня я хотел бы говорить о том, что является обратной стороной войны – это мир. В нашем сегодняшнем рассуждении – это мир с Богом.

День Победы, этот торжественный день заставляет нас вспомнить о прошедших событиях, о героизме нашего народа, о той радости, которую принесла победа. И все же в любой войне, как и в том мире, которому мы радуемся сегодня, есть своя цена. Это осознают люди всех поколений, живущих после войны, потому что цена мира оказалась действительно высокой – десятки миллионов унесенных жизней, погибших отцов, матерей, сыновей и дочерей. Это была цена радости, которую принесла Победа. Также происходит и сегодня, потому что любой мир в том враждебном состоянии, в котором сейчас находится человечество, достается дорогой ценой.

О чем мне думалось в день празднования великой Победы? Дорогие друзья, война продолжается. И это закономерное явление, потому что истоки войны лежат внутри наших сердец. Именно в глубине человеческого сердца рождается потрясающий по своей трагичности конфликт добра и зла, света и тьмы. Рождаясь в сердце, конфликт нашей личности выходит наружу. Он выходит наружу в семье – и мы видим ссоры, обиды, семейные трагедии. Затем этот конфликт, это враждебное состояние выходит за пределы домашнего очага, захватывая родственные взаимоотношения, отношения между людьми. В конечном итоге эта война захватывает города и даже целые страны.

И даже если локальные военные конфликты оказываются потушенными, даже если за мир заплачена огромная цена миллионов жизней, как это было во Второй мировой войне, тем не менее, взрывоопасная ситуация сохранилась. Потому что будет новая война, и еще война, и вновь война… История человечества – это история непрекращающихся войн, которые имеют самый различный характер, часто религиозный. Даже чаще всего, потому что рождаются на почве людских представлений о Боге, о Творце, о путях устройства этого мира. Но прежде всего война рождается в сердце человеческом.

Иисус Христос, обращаясь к фарисеям, еврейской знати, которая упрекала Его в том, что есть немытыми руками – это плохо, говорил: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуленияэто оскверняет человека» (Мф. 15:19). Иисус обратил внимание на то, что в действительности оскверняет сердце человека. Христос точно ставит диагноз – самые злые помыслы исходят именно из сердца человека, именно там рождается война. Именно в сердце она набирает обороты, захватывая города и страны, нации и континенты. Пророчески Иисус Христос говорит, что в последнее время «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7). Военный конфликт рождается в том зле, которое обитает в сердце человека. Именно на этом уровне нужно решать проблему войны, именно на это направлены усилия Иисуса Христа и Царства Божьего — не гасить локальные конфликты, но заниматься сердцем человека.

Человечество неоднократно обращалось к утопической идее установления Царства Божьего на Земле. Известнейший русский философ, религиозный мыслитель Владимир Соловьев долгие годы своей жизни положил на то, чтобы доказать возможность установления Божьего Царства на Земле. Этот мощнейшего интеллекта человек, религиозный мыслитель под конец жизни произнес мужественные слова покаяния в том, что это невозможно, ибо Царство Божье – внутри нас. Оно не может стать видимой земной реальностью здесь на земле. Господь Иисус Христос решает вопрос прежде всего с сердцем человека.

Друзья, враждебное состояние сердца, военный конфликт, который человек носит в себе, проистекает, прежде всего, из конфликта человека с Богом. Как результат, происходит конфликт с самим собой, но это уже следующий шаг, а прежде всего с Богом. Еще не так давно 7 ноября наша страна отмечала День согласия и примирения. В этот день я вышел на улицу, встретил соседей, которые уже с утра ради праздничка немножко повысили себе настроение. И они говорили: «Примирение, примирение, примирение…» Я, безусловно, воспользовался такой возможностью и сказал: «Так с Богом нужно прежде всего примиряться». Один сосед с удивлением поднял на меня брови: «Но я ведь с Ним не воевал!» Постой, — сказал я ему, и начал объяснять. Как не воевал, если существуют Божьи заповеди, которые предлагают нам праведный образ жизни. Но человек по всем статьям выступает против Божьего установления: против жизни другого человека, против его имущества. Человек перешагивает через нравственные ценности, которые через слова Иисуса Христа установились во многих общественных системах, в том числе и в государственных.

Конфликт, прежде всего, рождается в сердце человека, воюющего с Богом. Это нужно признать, как признать и то, что враг души человеческой, дьявол, заинтересован в том, чтобы человек не дошел до понимания этой истины, и имел свой собственный, искаженный взгляд на данную проблему. Почему и рождаются различные странные идеи о возможностях морально-нравственного развития и самоусовершенствования. И ни слова о том, что человек воюет со святым Богом, с Его заповедью, с Его словом, и ему требуется не просто исправить себя. Не просто искоренить недостатки, но погасить этот глубочайший внутренний конфликт. Прочтем из Священного Писания. «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мыпосланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18—21).

Божье Слово устами апостола Павла говорит нам о существовании военного конфликта. Господь дал нам, Его детям, служителям и посланникам слово примирения: есть возможность примириться с Богом. Господь дал нам такое служение, и мы говорим людям: примиритесь с Богом! Когда-то мы с вами сделали это, осознав свое внутреннее состояние и свое положение по отношению к Богу. Мы решили сделать шаг примирения с Ним. Один из известных православных святых Серафим Саровский сказал слова, которые стали классикой христианской мысли: «Обрети мир в своей душе и вокруг тебя спасутся тысячи». Разве это не истина, дорогие друзья? И разве в нашей жизни не бывает так, когда внутри нашего сердца горит раздражение, недовольство, и мы понимаем, что это далеко не спокойное и не мирное состояние. А это значит, что именно в сердце должно утвердиться Царству Божьему, которое, как написано, есть праведность, мир и радость в Духе Святом. Это наша важная задача. Ведь нам бывает так горько, когда мы видим, как этот внутренний конфликт выплескивается из глубины сердца и приносит урон окружающим людям.

Итак, обрети мир в собственной душе, и вокруг тебя спасутся тысячи. Это истина, дорогие друзья. Если бы окружающие увидели в нас несколько иной образ христианской жизни, если бы они увидели нас мирными людьми. Как часто мне приходится защищать братьев и сестер от упреков неверующих людей, которые показывают пальцем и говорят: «И это христианин?!» Я отвечаю: да, это христианин. Но христианин, к сожалению, не всегда являет собой идеальную картину, а порой выглядит даже хуже неверующего. Но так не должно быть, потому что Божья воля состоит в том, чтобы сделать верующего святым человеком не только по званию, но и по образу жизни. Иначе можно подумать, что Бог бессилен в нашей судьбе.

Итак, друзья, это наша судьба, наша участь. Нам, прежде всего, необходимо прийти к миру с Богом. Наши глубокие, мирные взаимоотношения с Ним становятся фундаментом, отправной точкой распространения Божьего мира на окружающих людей. И здесь очень важна правильная постановка духовного диагноза, особенно для неверующих. Человеку важно осознать, что он находится во вражде с Богом, пускай и не открытой. Наша страна долгое время находилась в состоянии «холодной» войны. Что означает этот политический термин? Не гремят выстрелы, не гибнут люди, но война идет, потому что враждующие стороны накапливают колоссальный арсенал смертоносного оружия. Стоит где-то проскочить малейшей искре, и этот гигантский запас может взорваться, в мгновение ока, унеся миллионы жизней. Так происходит и в нашей жизни.

Мы можем не находиться в открытом конфликте с Господом, как, скажем это происходило в жизни известного гонителя Церкви Савла, известного впоследствии как апостол Павел. Он открыто преследовал христиан, открыто стремился разрушить Церковь. Далеко не у каждого человека бывает так, как у Савла. Но почти о каждом можно сказать: ты находишься в состоянии «холодной» войны с Богом. Ты накапливаешь внутри себя мощный отрицательный заряд, который не сегодня-завтра взорвет твою жизнь и жизнь окружающих тебя людей. «Холодная» война с Богом – это наша своевольная, буквально перепаханная грехом жизнь. И как важно, чтобы в данном случае человек понял свое состояние, установил диагноз, и начался процесс исцеления.

Господь предлагает Свои условия мира, и мы прочитали об этом. Бог не воюет с людьми. Слово Божье говорит, что Господь в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Он не начинал военный конфликт – это люди, поддавшись злу, встали на тропу войны против Бога, отстаивая свое право на греховную жизнь. Но задумаемся о том, что Господь – это сильная Личность. И если Он начнет воевать – будет что-то страшное. Вспомним, как однажды «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Что же произошло потом? Читаем далее: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт. 6:5-10). Господь послал на землю страшный потоп.

Друзья, если Бог начнет военные действия, кто устоит против Него? Однако Господь, объятый миром, решает этот вопрос для человечества. Он говорит: примирись со Мною. Я плачу Свою цену за тот военный конфликт, в котором ты находишься по отношению ко Мне. Моя цена – это кровь Моего Сына Иисуса Христа, Его смерть. Я плачу эту цену за тебя и предлагаю тебе это как условие мира со Мной. Примирись!

Слово Божье устами Самого Господа Иисуса Христа говорит нам: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф. 5:9-10). Бог предлагает нам миссию миротворчества, и самым первым в образе миротворца выступает Сам Всемогущий Господь. Какова главная характерная черта миротворчества? Главное в этой миссии – это отдача или жертва. Миротворец расходует самого себя. Слово Божье говорит об Иисусе, что «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Бог выступает как миротворец, а значит и нам Он предлагает взять на себя эту нелегкую, но столь благородную миссию миротворчества.

Это непросто. Как, например, много усилий требуется, чтобы предотвратить, а уже тем более погасить лесной пожар. А что нужно, чтобы он вспыхнул? Практически ничего, маленькая искорка. И как самоотверженно нужно трудиться, чтобы погасить пожар. Так и в нашей жизни, друзья. Чтобы вспыхнул пожар, началась война в межличностных взаимоотношениях, чтобы мужья враждовали с женами, чтобы были конфликты в обществе между людьми, — что нужно делать? Практически ничего! Просто позвольте плоти проявить себя – и она проявится во всей красе! Но чтобы тушить пожары взаимоотношений, чтобы выступать миротворцем, нужно много усилий. Это искусство – быть миротворцем, жертвовать собой, но именно к этому призывает нас Господь.

Я вспоминаю пример очень известного служителя Дэвида Вилкерсона, который, будучи пастором маленькой сельской церкви, получил призыв от Господа идти в огромный, шумный, по-своему опасный город Нью-Йорк. Для чего? Чтобы устроить карьеру? Нет, чтобы проповедовать там Божье Слово среди подростковых банд. Подростковый бандитизм – самый опасный вид преступности, который беспределен по сути своей. И простой сельский проповедник подчинился Божьему призыву. Вилкерсон серьезно рисковал, его миссия – принести мир воюющим подросткам – фактически могла стоить ему жизни. На него не раз поднимали руку, а однажды на его пороге появился один из главарей малолетних бандитов Никки Круз, который пришел с твердой целью – расправиться с этим навязчивым проповедником, который все время твердит о какой-то любви и Боге. Но сердце и уста священника даже в тот момент продолжали говорить: «Ники, Христос любит тебя. Даже если ты сейчас разорвешь меня на тысячу маленьких кусочков, каждый из этих кусочков будет продолжать кричать: «Бог любит тебя, Никки!»

Друзья, в этом и состоит сила миротворчества, в готовности жертвовать. А нам иногда даже на пьяного соседа не хватает терпения и любви, и мы заводимся – достал меня уже этот пьяница! Где же тут миротворчество? Или мы забыли в каком мире мы живем? Это далеко не роскошный курорт на чудесных островах? Нет, мы находимся в реальном мире, где идет видимая и невидимая война. Как сказал один благословенный служитель: «Идет война – так делай же что-нибудь! Если ты не можешь сражаться на передовой – хотя бы подноси снаряды».

Миссия миротворчества требует платить определенную цену. Какую цену заплатила наша страна, чтобы победить и утвердить мир? Десятки миллионов жизней — другого пути не было. И мы не сможем найти другой путь. Ведь даже Сам Бог отдал Сына Своего Единородного, чтобы дать нам мир и возможность принести слово примирения окружающим. Друзья, нам нужно рискнуть, нужно освоить великое искусство миротворчества, хотя оно и требует платить немалую цену.

Одна из главных причин военного конфликта, который рождается в сердце человека – это страстное желание незаконного обладания чем-то или кем-то. То, что в обыденности мы называем захватом, а война в таком случае будет носить захватнический характер. Исследуя Писания мы обнаруживаем, что изначально желание обладать чем-то или кем-то было заложено в сердце человека Самим Богом. В Книге Бытие мы читаем, что, сотворивши человека, Господь благословил его. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28—29). Бог вложил в сердце человека желание обладать сотворенным Им миром, и мы видим, что на протяжении всей истории человечество не оставляло стремление расширять пределы познания и обладания, осваивать новые континенты, выйти в космос. И даже на мелком бытовом уровне мы видим это желание – большинство горожан стремится заиметь ну хоть маленький участочек земли за городом, где могут почувствовать себя хозяевами, собственниками. И это не плохое стремление. Однако, вложенное Богом в человеческое сердце желание обладать, исковеркал грех. Грех повернул это движение в русло насильственного захвата, когда человек насильственным способом расширяет пределы своего обладания.

Если мы рассмотрим десять заповедей, данных Богом человеку, то увидим, что половина из них связана именно с желанием незаконного обладания. Самая первая заповедь: «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Втор. 5:1-21). Значит, нарушая эту заповедь, человек движим желанием обладать чужим богом, поклоняться ему. Простая заповедь «Не убий» — здесь мы сталкиваемся с желанием владеть и распоряжаться чужой жизнью. «Не кради» — говорит нам о желании обладать чужой собственностью. Последняя заповедь, гласящая: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5:21), связана с завистью, когда я хочу чужого положения, чужой славы, чужих перспектив, чужого счастья. Когда рядом человек счастлив – это не проблема, проблема в том, что можно ему позавидовать и в какой-то момент попытаться отобрать, захватить то, что нам не принадлежит. Колбаса из чужого холодильника, да еще взятая без разрешения и ведома хозяина, всегда вкуснее своей такой же, из своего холодильника. Грех обладает сладостным привкусом и способен притягивать, захватывать людей.

Думаю, многие из вас видели фильм «Троя», описывающий нам события войны греков и троянцев. В чем состояла предпосылка этого конфликта, перевернувшего древний мир? Желание обладать чужой женой. Троянский царевич Парис уводит у греческого царя Менелая жену, Елену Прекрасную, что становится поводом для войны двух царств. В это конфликте умирают тысячи людей, рушатся прекрасные города, гибнут величайшие герои древности, о подвигах которых уже тогда были сложены бессмертные сказания. И все из-за чего? Из-за того, что один человек перешагнул границу и завладел тем, что ему не принадлежало.

Однако парадокс в том, что, каким бы не было масштабным захватническое движение, оно никогда не принесет человеку успеха и внутреннего удовлетворения. Вся история человечества, в которой было немало захватнических войн, подтверждает это. Захватчики не наследуют эту Землю. В нагорной проповеди Иисус Христос говорит нам: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Парадокс – не захватчики, не насильники и не завоеватели достигают успеха. Но кроткие, те люди, кому не свойственно чувство первенства, дух состязания, те, кто не живет на показ, оказываются успешными и удовлетворенными в том, что Библия называет наследованием земли и обладанием ею.

Решение вопроса обладания, который является одной из главных причин военного конфликта, живущего в сердце человека, мы находим в Господе. Оказывается, дорогие друзья, нам не надо мучиться желанием незаконного обладания, ведь Бог подарил нам Свое Царство. Оно есть внутри нас, мы им уже обладаем. Это потрясающая перспектива, кода я понимаю: я гражданин царства, которое превыше всех земных, потому что это царство – Небесное. Я полноправный гражданин этого царства, оно уже сейчас подарено мне. И что из того, что здесь, на этой Земле мои права и свободы принижаются. Как сказал апостол Павел: «Нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:9-11). «Мы нищи, — говорит Павел, но всех обогащаем». Чем обогащаем? Тем самым драгоценным миром, той самой небесной радостью, величественной перспективой, которая жила в сердце апостола и живет в наших сердцах.

Дорогие друзья, нам подарено Божье царство, мы уже им обладаем, а также обладаем личными взаимоотношения с Богом. Кто-то готов платить любую цену, чтобы пообщаться с великими людьми века сего. У нас же есть такая простая и прекрасная возможность: «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Мы имеем взаимоотношения с Царем царей, с Господом господствующих, Который слушает нас и отвечает на наши молитвы. Именно на основании наших молитв строится судьба этой земли. Это ли не та потрясающая влиятельность, к которой рвутся люди, начиная войну и потакая своей жажде незаконного обладания? А мы можем влиять на окружающий мир нашей жизнью, молитвой и служением. И во всем этом присутствует и защищенность, и надежность, и законность. Именно в Боге удивительным образом решается вопрос обладания, который столь беспокоит сердца людей.

Сегодня каждому из нас нужно определить свою позицию по отношению к тому вопросу, который мы рассмотрели. Возможно, ты неверующий человек и никогда еще не имел личных взаимоотношений с Богом. Возможно, вера твоя мала настолько, что не мешает тебе продолжать творить плохие дела, и ты не знаешь, какую будущность приготовил тебе Господь после смерти. Все это говорит о том, что ты находишься во вражде с Богом, воюя с Его святостью, с Его ценой, которую Он заплатил за мир с человеком. К тебе, дорогой друг, слово от Господа: примирись с Ним! «Мыпосланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Примирись с Господом сегодня, иначе этот военный конфликт поглотит тебя завтра. Это духовная война, и, как на любой войне, образно говоря, здесь летают пули и снаряды, ходит смерть, чтобы собрать свой страшный урожай. Не рискуй, примирись с Богом, прими цену, которую Он заплатил за мир. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Прими эту цену и веруй в Господа Иисуса Христа.

Если ты христианин, если ты следуешь за Господом и стараешься, чтобы это следование было успешным, то вслушайся в то, что говорит Слово Божье: не дружи с порочной системой этого мира. Апостол Иаков говорил: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Всякая дружба с миром оборачивается враждой с Богом. Система мира сего – это не сотворенный Богом мир людей и природы, но мир порочных человеческих взаимоотношений, мир коррупции, продажничества, зависти, злобы – именно этот мир кричал в адрес Иисуса: «Распни Его!» Это кричал дух этого мира – первосвященники, которые искали схватить Христа; Понтий Пилат, который использовал свою власть для убийства невиновного, хотя мог рискнуть и спасти Иисуса; люди в толпе, которым Он сделал столько добра; римские солдаты, которые во время казни не просто исполнили свой долг, но истязали Христа с чувством злой радости и удовлетворения. Этот мир до сих пор враждует со Христом в лице Его Церкви во многих странах, где политические режимы угнетают христиан и верующие люди жертвуют своими жизнями, чтобы продолжать совершать служение миротворчества. Если же и мы сегодня, возможно, пожертвовав чем-то важным, останемся в мире с Богом, то сможем пронести высокое звание и служение миротворчества до конца своей жизни. Ибо не зря сказано великим Божьим служителем: «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи».


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.