Церковь и общество. Кость от кости Его или тайна отношений

На первый взгляд трудно совместить любовь и долг. Однако та любовь, к которой призывает апостол Иоанн, говорит не о словах, а о деле и истине. Дело – это то, к чему мы призваны, это наш долг.

Скачать

 

Павел Желноваков

Откровение Святого Писания вводит нас в таинственную сферу глубины взаимоотношений Христа и церкви. Апостол Павел произносит невероятно смелую фразу, которую очень трудно было бы принять в нашем современном христианстве, если бы она не была вдохновлена Духом Божьим.

Итак, послание к Ефесянам 5:30:

«Потому что мы члены тела Его от плоти Его и от костей Его, поэтому оставит человек отца и мать свою и прилепиться к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна эта велика. Я говорю по отношению к Христу и к церкви».

Действительно, тайна серьезная. Пройдя многие годы в служении Богу, всё больше понимаю, что моему разуму и сердцу открывается нечто новое, когда помышляю о глубине отношений, предложенных Богом. Подобные отношения рождают глубочайшее сострадание к людям не знающим Бога, судьба которых под большим вопросом. Это тайна отношений, основанная на том, что Христос совершил для нас.

Полагаю, что не трудно согласится с тем, что мир держится за счет отношений. Единственное место, где нет отношений, это ад, место, где никто никому не нужен, где нет никаких отношений, и где каждый замкнут на самом себе. На своем страдании, боли, зависти, памяти греха… Пока мы живем на земле, у нас неизбежно существуют отношения. Не все они хороши. Есть отношения связанные криминалом, отношения, основанные на неправде, на похоти, на эксплуатации. Есть отношения, основанные на государственном обмане. Иные могут быть рождены страхом и обязательствами, а иные рождены любовью, святостью и долгом.

На первый взгляд трудно совместить любовь и долг. Однако та любовь, к которой призывает апостол Иоанн, говорит не о словах, а о деле и истине. Дело – это то, к чему мы призваны, это наш долг. Поэтому я хочу говорить об отношениях, основанных на величайшей любви и торжествующем долге, который не является чем-то подавляющим, унижающим и оскорбляющим достоинство человека. Это долг, рожденный любовью и святостью. Именно некий синтез любви и святости производит в нас замечательный, возвышенный, жизнестойкий, вдохновляющий христианский долг.

К сожалению, для многих людей, умы которых достаточно искажены неверными идеями, рожденными в христианстве в последнее время, долг стал чем-то неправильным, почти не христианским. Но это именно то, что нам необходимо – долг, рожденный как некий синтез любви и торжествующей святости.

Что лежит в основе отношений, представленных нам как самая величайшая модель когда-либо посещавшая наш мир? Святая любовь!

Евангелие от Иоанна 3:16:

«ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Это и есть фундамент отношений, главный их стержень, то, без чего отношения становятся какими то аморфными и лишенными прочности. Такие отношения напоминают отношения чернил и промокашки и не более того. Бог же предлагает нам глубинные отношения, рожденные тем величайшим состраданием, с которым Господь Иисус пришел в этот мир.

Сказать, что этот приход и грядущий крест доставлял Ему восторг, будет неверным. Мы помним очень драматичную молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду: «Господи, если возможно, да минует Меня сия чаша. Но да будет не Моя воля, но Твоя». В эти мгновения Он говорит о долге, рожденном пониманием любви Отца и Его величайшей святости. Иисус понимает, что Он принес в этот мир новые отношения и если им не пройти муку смерти, они не смогут пленять людей. Сколько было известных и популярных учителей, что имели влияние на умы многих людей в мире, но это их не пленило. Это влияет, но не пленяет, потому что не прошло через любящую смерть за нас с вами. Именно Его любовь, прошедшая через крест пленяет и нечто совершает в нашем сердце. Эта любовь побуждает нас ответить Ему взаимностью и любить тех, кого любит Он.

Говорят, что любить непросто. Согласен на все сто процентов. Любовь очень сильное чувство. Нам постоянно приходиться выбирать между любовью к себе и любовью к ближнему, что является непростой задачей. Любовь ведь требует что-то отдать этому ближнему. Поэтому мы и говорим о тайне отношений, которые очень непросто строить. Мир предлагает нам свою технологию для строительства. При этом не столь важно будет ли это Карнеги или современная философия, нечистоплотная психология или что ещё. Мир есть мир, и его точка зрения ничего не созидает. Она основана на том, чтобы, не лишаясь ничего своего, максимально заработать что-то от другого. Это преступные отношения. Они не изменяют людей, они просто пытаются использовать человека. Я думаю, что любая женщина, которой когда-то воспользовались, поймет, насколько противно, мерзко и дико состояние, когда кто-то кем-то пользуется.

Итак, основанием отношений или стержнем является память об одном глубочайшем откровении любви, что не только пришла в этот мир, но продемонстрировала силу этой любви. Иисус являл делом силу этой любви и тех отношений, что Он строил с людьми не просто не совершенными, но способными даже на предательство. Этим людям Иисус в свое время даже омывал ноги, что описано в 13 главе Евангелия от Иоанна. Он строил отношения, понимая, что для кого-то это болезненный процесс, а для кого-то возвышенный. Задумаемся: Он строил отношения, а не создавал их чудом!

Наш фундамент отношений только на этом и может быть выстроен. Все остальное не выдержит. Нам снова и снова, чтобы укрепить наш разум и сердце в понимании этого вопроса, стоит обращать внимание на слова Иоанна: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец…» Для чего? — возникает вопрос. «…чтобы нам называться и быть детьми Божьими». Призыв «смотрите», означает именно «смотрите». На что? На какой то церковный ритуал? Нет! Память разума и сердца возвращает нас только к одному: Голгофа, место откровения любви Отца, явленное Христом, показавшее силу любви и глубину тех отношений, что Бог предлагает человечеству. Это каждая деталь распятия: слова, что прозвучали у креста, крики толпы, насмешки разбойника, вопль Христа, обращённый к Отцу…

Апостол Иоанн, будучи свидетелем этого распятия, смело провозглашает: «Смотрите, какую любовь даровал нам Отец…» Особо удивляет то, что это была смерть за людей, которые были врагами Богу. И вот этот Бог предлагает им новый тип отношений, рожденных Его искупительной жертвой. К сожалению, есть достаточно много тех, кто носят имя христиан, и некоторые из них даже говорят, что знают Бога, но делами своими отрекаются от Него. Возможно, что именно к таким людям Божий Дух говорит: «… чтобы нам не только называться, но быть детьми Божьими». Быть – это серьезно, это вдохновляет, это наша безопасность, это многие Божьи ответы и даже уважение окружающего мира. Когда солдаты пришли арестовать Христу, они пали перед Ним, потому что такова была сила влияния Этой Личности даже на врагов. Он был, а не просто назывался!

Итак, основой отношений является крест. Бог предложил нам новый тип общения, основанный на Его жертве и любви. Как эти отношения могут развиваться в практической жизни? Что необходимо сделать вам или мне для того, чтобы эти отношения действительно доставляли нам радость, а не только назывались. Что сделать, чтобы эти отношения захватывали и пленяли, чтобы никогда не было даже слабого проявления торга в отношении того, что сделать для Христа, для супруга или для ближнего. Жизнь построена так, что в ней выигрывают именно отношения. Если у тебя нет отношений, то у тебя нет ничего! А если у кого-то есть отношения, он предложит в церкви бездарный и бессмысленный проект постройки космического корабля, чтобы разбрасывать Библии над Китаем – ему соберут несколько миллионов. Почему? У него есть отношения!

Я не говорю, что подобные отношения хороши, но в этом сила отношений. Нам нельзя недооценивать эту силу, иначе кто-то заберет у нас ее и неизбежно обратит против нас. И не отсюда ли потом возникают стоны, слезы и погребальные кресты?! Когда нарушены отношения, тогда в жизнь вторгаются и боль и смерть. Итак, что же сделал Господь Иисус, чтобы наши сердца были пленены этими отношениями и веровали в них.

Первое, что предлагает нам Священное Писание, это сам приход Христа. Суть Евангелие весьма проста. Она умещается в несколько предложений, написанных апостолами Евангелия. Христос пришел в этот мир и рожден по Писанию. Он жил по Писанию. Он умер по Писанию. Он воскрес для нашего оправдания по Писанию и, будучи вознесен Божьей десницей на небеса, излил откровение Духа Святого. Вот и все Евангелие. Это Евангелие благодати, милости и прощения, то, что пленяет. Все остальное, что написано на страницах апостольских писем, это развитие Евангелия и претворение его в жизнь.

Итак, самое первое, это приход Христа. Насколько Он пленяет и насколько вдохновляет нас эта тихая Вифлеемская ночь. Необычная, достаточно холодная ночь Его прихода, ночь торжества Его любви, приходящей в этот мир. «Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Своего Сына», с этого начинает строится понимание отношений. Кто мы для Него и что мы для Него. Какой ответ на это даст ваше сердце и ваш разум? Многие люди не поняли этот необычный приход, который не был оглашен возгласом царей и земных поклонников, но был возвышен пением херувимов и поклонением пастухов. Что мы думаем об этом?

Второе, на что мы обязаны обратить внимания в понимании отношений, это откровение величайшей силы Его посвящения Себя людям. Это действительно может пленить:

«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:19—20).

Все мы в нашем изменчивом, достаточно продажном мире, устаем от недостатка посвященности. Мы видим, как от этого страдают жены и с не меньшей силой страдают мужья. От этого страдают родители, особенно когда их отправляют «с глаз долой из сердца – вон!», в дом престарелых. Страдают наши дети, которые часто слышат слова, что исходят из самого ада: «Как ты мне надоел, скотина, свинья и вообще, зачем я тебя родил!». Этой посвященности не достает в бизнесе и в церковной жизни. Речь идет не просто о посвященности каких-то финансов или части времени. Христос сказал больше. Он – Властитель всей вселенной посвящает Себя мятущимся ученикам, спорящих между собою о власти и первенстве, способных разбежаться перед угрозой смерти! Да, Он посвятил Себя этим людям. Благодаря этому мы с вами живем.

Третьим этапом развития отношений является Его смерть и воскресение. Порой можно слышать, как люди произносят возвышенные слова о жертве и мужестве, но когда доходит до дела, они разбегаются, и мы понимаем, что нас в очередной раз «кинули». Когда же это касается святых вопросов, это предательство становится вдвойне страшнее. С Христом было по-другому. Он осознанно отдал Свою святую жизнь за человечество. По Его словам никто не отбирал эту жизнь у Него. Как же это пленяет и вдохновляет.

Иисус предлагает нам совершенно новый тип отношений, понять который лучше всего взирая на тайну отношений в Троице. Такую же силу любви и отношений Он предлагает и нам. Он говорил это ученикам и всему миру. Его смерть на кресте и величие Его воскресения, говорит о том, что Он выиграл в этой посвященности. Никто не остановил Его на этом пути посвящения. Никто не смог превозмочь, никто не смог отодвинуть Его откровение любви, что бы оно могло литься широким потоком в людские сердца. Никто!!! И никто не смог удержать Его воскресения!

Самое необычное и замечательное, что Иисус не упрекнул Своих учеников в том, что они разбежались. Не упрекнул Петра, что он отрекся от Него. Он сказал, что они Его братья и что Он ожидает их (Ин. 20:17, Мф. 28:10). Это ОТНОШЕНИЯ!!! И только тогда, как им было даровано все необходимое, чтобы поверить в эти отношения, а они по-прежнему не верили, вот тогда Он упрекал их за жестокосердие, что не поверили глубине и величию этих отношений и откровению чистоты, с которой эти отношения предлагались людям. Он упрекал их в медлительности сердца (Лк. 24:25).

И завершающим этапом, апогеем выражения торжества, напряженности и даже боли этих отношений, является создание церкви.

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь Свою и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и не порочна» (Еф. 5:25—27).

Одним из значений слова непорочность является однородность. Это означает, что мое сердце целиком принадлежит Богу, оно однородно, без примесей. Это очень важно для каждого из нас. Христос предал Себя за нас, Он ничего не оставил Себе, Он сделал все для того, чтобы наши сердца были пленены этими новыми отношениями. Это не отношения, основанные на ветхозаветном законе и не отношения, основанные на страхе. Эти отношения основаны на любви. Бог возлюбил, Он предал Своего Сына, а Сын предал Себя, чтобы сформировать церковь, отличную от того, как её представляют многие люди. Эта церковь по-другому мыслит, по-другому чувствует и ощущает, церковь, которая пленена отношениями.

Отношения не рождаются оттого, что мы применяем какую-то технологию или убегаем от страха. Отношения, которые открыты для нас Библией, рождаются только одним – пониманием того, что совершил Христос. Отношения – это ответ на то, что совершил Христос. Если мы пытаемся просто строить отношения ради отношений, через какое-то время мы устанем строить их и поймем как, оказывается, трудно любить людей с трудным, тяжелым характером, людей, что отличаются от нас. Порой даже себя не очень легко любить. Для этого должно быть какое-то мощное основание и им является только одно: это наш ответ Богу! Он нечто сделал, и теперь ожидает, как мы на это отреагируем.

Если я хочу строить глубокие отношения, то основанием для них может быть только понимание того, как Он эти отношения принес нам. Что же тогда нам нужно сделать? Самое первое, это принять Его подвиг. Кажется странным, ведь мы уже поверили и приняли его. Однако время от времени нам нужно обновлять нашу веру в этот подвиг. К сожалению, наша вера скудеет в понимании того, что произошло на кресте. «Мир» борется за наше сердце, за наши отношения, пытаясь всеми силами привлечь наш разум к себе, чтобы сердце отвлеклось от голгофского подвига Христа. Если человек отвлекся, его легче всего пленить другими «ценностями».

Однажды обратившись к Своим ученикам, Иисус произнёс такие слова: «это говорю вам, чтобы когда сбудется вы поверили в Меня». Порой требуется доуверовать в понимании жертвы Христа и принять ее не как факт истории, а как нечто, что должно развиваться в глубинах нашего сознания. Это наложит свой отпечаток на любое решение, которое мы принимаем в жизни. Чтобы прежде чем что-то принять или применить, мы спрашивали Господа, как Его откровение любви и отношений, могут ассоциироваться с тем решением, которое я принимаю. Должно быть практическое применение в нашей жизни голгофского подвига. Библия говорит, что кому-то из людей «не принесло пользы слово слышанное не растворённое верою слышавших». Печально, но они не захотели применить его в повседневной жизни.

Второе, это найти время для Него. Отношения нечто требуют, они не развиваются платонически. Если восторженные слова о женщине рождены только для нескольких минут, то это не любовь. Это травмирует еще больше чем слова пренебрежения. Лгать в любви – это страшно. Это то, о чем предупреждал ещё апостол Павел, говоря, что некоторые имеют только вид благочестия, но никак не его силу. Для развития отношений нужно осознанно выделенное время. Найти время не трудно и в то же время трудно. За наше время борется всё: телевизор, сон, еда, увлечения, влияние людей. Потому что время – единственная ценность, которая никогда не восполняется.

В чем ценность времени? Оно дает нам возможности, а возможности дают все остальное, либо не дают. И искать это время нужно не в транспорте, дожёвывая бутерброд и пытаясь что-то пробубнить перед Богом. Иногда люди говорят, что сейчас не время для Бога и Его святости, что они еще молоды для посвящения. Но наступит мгновение, когда Ангел Божий скажет, что времени больше не будет. Это заявление прозвучит по Вселенной и настолько серьезно, что останется только кричать и плакать. Нам нужно найти время для общения с Ним и с людьми. Это не должна быть некая религиозная проформа. Если люди говорят, что хотят общаться, а сами даже не звонят вам, то они лгут. Религиозность предлагает только правильные слова, но не жизнь. Это слова разрушения и смерти.

Нам просто необходимо найти время для Бога, для жены, для мужа, родителей, детей, для тех, кто рядом с нами. Его придётся забрать у ванны, зеркала, телевизора, у самого себя! И подарить это время тому человеку, с которым Бог хочет, чтобы мы строили отношения. Потому что глубина отношений основана на одном – мы кость от кости Его, мы члены Его Тела! И тайна настолько велика, что она может породить просто невероятные отношения. Ибо кто до конца исследовал отношения клеток, нервов, мышц, всего в нашем организме. Ни один медик сегодня не может даже в слабой степени постичь глубину и красоту гармоничности взаимоотношений в нашем теле. Сколь же глубже тайна отношений в Его Духе.

Насколько глубоко душа наша сознает это? Если сознание закрыто для этой истины, мы, даже находясь в общении, будем вдали от него, что называется сны наяву. Глубина отношений может быть рождена пониманием того, что Он сделал для Своей церкви. Мы кость от кости Его, плоть от плоти Его. Что может быть более глубоким, тесным и торжествующе светлым. Павел утверждает это как великую тайну. Но великая, не означает недоступная.

Что важно ещё, так это сделать анализ своей вере. Во 2 послании к Коринфянам в 13 главе апостол призывает: «испытывайте сами себя, сами себя исследуйте. Разве вы не знаете, что Христос в вас,разве только вы не то, чем должны быть». Время от времени нам нужно подставлять себя под анализ Духа Святого: «Господи, зри на мои пути, правильно ли строятся мои отношения. Не протягивается ли в эти отношения нечистая рука амбиций, гордыни и манипуляций». Нельзя терпеть в себе что-то инородное. Поэтому апостол Павел настаивает на том, чтобы мы находили время для того, чтобы наши отношения развивались в глубине Божьего Духа. Это то, чего так не достает современным церквям. И это также то, о чем тоскует окружающий мир, о мире отношений.

И, конечно же, нам очень нужно что-то изменить. Любой анализ предполагает вывод. Это не такой анализ, выводы которого мирно отправляются «под сукно». Бог настаивает на том, что если мы, исследуя себя, что-то увидели, соприкоснувшись с Его откровением, это нужно изменить, и изменить должны мы. И это опять же вопрос нашего долга, основанного на понимании любви и отношений, основанных на святости. Нам нужно изменить отношение к церкви и к тем, кто являются членами Его Тела. Ведь все мы, с нашими слабостями и особенностями характера, воспитанностью или ее отсутствием «… мы плоть от плоти Его, кость от кости Его». Что может быть более глубоким или серьезным.

Наступит время, когда Господь будет спрашивать у некоторых людей в вечности, что они сделали для человека. Он будет говорить: «Как вы сделали это – показывая на кого-то из малых – вы сделали Мне». Соответственно, если не сделали – вы Мне не сделали. Но ведь люди, оправдываюсь, утверждают: мы то Тебя не видели! Ответ Христа прост: «Достаточно, что вы видели тех, кого Я люблю, кого Я спас, кто Мне дорог. Делая им, вы делаете Мне». Поэтому я настаиваю на том, чтобы изменилось наше отношение к церкви. К церкви, как к Божьей тайне и к церкви, как видимой структуре, которая существует в том или ином месте. Нам важно, чтобы изменились отношение к радостям и болям церкви, церковным проектам и служению в целом. Через это рождается еще большая прочность тех отношений, которые предложил нам Господь.

Итак, Он возлюбивший тебя и меня, протянул тебе Свою руку: «Теперь ответ за тобой». Ты можешь протянуть Ему свою руку. Библия настаивает: «Держись, ухватись и держись, не отпускай Его руки». Бог предлагает нам невероятно возвышенный, неведомый прежде тип отношений, основанных на Его любви, Его жертве и на том ответе, который рождается в нашем сердце. Любой другой ответ породит другой тип отношений. Он может быть симпатичным, улыбающимся, сладеньким… Все по роду своему. От сладенького, сладенькое. Помилуй Господь.

Дорогие святые, Бог хочет, чтобы наши отношения рождались в понимании того, что Он сделал. И это реально может пленить. Надо только позволить этому пленить нас. Пусть Дух Божий восторжествует так, как возможно вчера или позавчера мы и не мечтали…