Церковь и общество. Кризис ума и совести, или размышления пастора и отца

Сейчас мир активно взялся за наших детей. Диапазон коварной утончённости стратегии сатаны охватывает весь спектр их интересов. Дьявол хорошо знает, что  через десяток лет именно наши дети будут определять политику  государства, создавать законы, находиться на страже правопорядка, формировать культуру и образование. Его задача посеять непонимание между поколениями, а через это привести к вражде и даже свержению авторитета прежних поколений.

Скачать

 

Павел Желноваков

В последнее время мне, как и многим  пасторам и отцам, все больнее смотреть на наше общество. Разум обеспокоен одним мучительным вопросом: что же происходит с современным поколением? Вместе с тем, сердце настойчиво спрашивает: что происходит с нами, отцами?

Известно, что самая кровавая революция 20 века велась под знаменем безбожия. Без Бога в разуме и сердце, человек без особых трудностей может превратиться в кровожадного зверя, что, собственно, и показала революция и последующая за нею гражданская война.

Последствия существования разума без Бога сегодня видны повсюду: сексуальная распущенность, непочтительность к власти, неуважение к старшим, откровенное казнокрадство, разводы,  безотцовщина... Всё это отголоски прежних поколений, дерзко захватывающие и современность. Есть ли надежда, что кто-то может изменить ситуацию, или мы вынуждены смириться с этим? Что нужно понять нам, церковному священству и священникам семьи? Один из возможных ответов лежит в понимании роли семейного воспитания.

Как отцам и служителям нам очень важно помнить одну истину: мы не имеем права отдавать наших детей на откуп светской системе образования и воспитания в духе «мира сего»!

"Ибо уста священника должны (выделено мною) хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Мал. 2:7).

К сожалению, во многих странах отцы и церковь перестали рассматриваться как вестники Господа этому миру и хранители закона, в итоге — кризис ума, а, соответственно, и совести. Ведь что есть совесть? Это со-весть. Есть некая весть, которая приходит к нам. И я, как отец, отвечая на эту весть, становлюсь сопричастен ей. Вот тогда и формируется совесть.

 Со-весть, совместно открытая и усвоенная  весть. Если этого нет, тогда наступает кризис со-вести. Происходит это потому, что одна из сторон не выполнила своего предназначения. В 77 псалме с 1 по 7 стихи, псалмопевец предлагает замечательный вариант развития наших судеб:

«Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его…»

Читая эти строки, нетрудно понять, что Бог задумал в отношениях родителей и детей, в первую очередь, преемственность поколений и сонаследование библейских ценностей. Как же этого боится диавол! Именно это может стать непобедимой системой проповеди спасения и роста нравственности. К примеру: у меня 5 детей, которых я достойно воспитываю и привожу к реальной вере в Бога. У них рождаются также по 5 детей, и они им передают то, что получили от меня. Это переходит к их детям… Что же можно иметь через два столетия к десятому поколению? Около 10 000 000 спасенных и воспитанных христиан! Даже если не принимать во внимание явную идеализацию воспитательного процесса, данная модель выглядит вполне замечательно и привлекательно! Полагаю, что это хорошая система евангелизации, не требующая больших финансов, миссионерских школ и транспортных расходов.

 Библия настоятельно призывает: «не скроем от детей наших …». Что не скроем? Славу Бога, Его чудеса и силу, надежду на Него и знание Его заповедей! Именно это, по замыслу Господа, и ожидают от нас наши дети, как земные, так и духовные. А мы, родители, и призваны приготовить необычное, но столь желанное небесами наследие для наших детей. Однако, «должны», это ещё не «приготовили».

Когда же вместо славы Божией ребёнок видит противостояние Богу, а вместо созидательной  Божией силы необузданную силу своих родителей, ни к чему доброму это не приведет! Дорогие отцы, нам придется признать, что наши дети способны оценивать жизненные ситуации и проводить наши поступки и слова сквозь призму своего сердца и разума.

Как бы нам это не нравилось, но разум ребенка, не пробужденный славой Бога, чем-то напоминает известную картину: «Сон разума рождает чудовищ». Нам необходимо передать нашим детям библейское христианство, а не только нравственные ценности. Как отцы мы ответственны за тех, кого вручил нам Бог. И, если нашей родительской мудрости и терпения не достанет для утверждения власти истинного знания в умах собственных детей, то неужели мы всерьёз можем надеяться, что нам удастся привести к истинной жизни тех, которые не находятся под нашей властью? В итоге придется признать некое банкротство современной проповеди, что вполне реально может привести к еще большей потере веры в церквях и нравственности в светском обществе. И, может, именно это имел в виду апостол Павел, говоря об отступлении от веры в «последнее время». 

Сейчас мир активно взялся за наших детей. Диапазон коварной утончённости стратегии сатаны охватывает весь спектр их интересов. Дьявол хорошо знает, что  через десяток лет именно наши дети будут определять политику  государства, создавать законы, находиться на страже правопорядка, формировать культуру и образование. Его задача посеять непонимание между поколениями, а через это привести к вражде и даже свержению авторитета прежних поколений.

Достаточно долго наблюдая за семьями, я пришел к печальному выводу: кризис в отношениях родителей и детей, или кризис разума и совести начинается в системе передачи знаний. К сожалению, отцы не заботятся в надлежащей степени о воспитании детей в учении Христа. Итог печален и чудовищно прост: террористами и коррупционерами не рождаются,  этот процесс начинается в семье!

   Финал недостойного отношения к системе передачи морально-нравственных ценностей, христианских знаний, странная "всеядность" человеческого ума и определяет современный конфликт отцов и детей. Чтобы не создавать искусственные сложности в понимании, необходимо ответить на вопрос, что же  можно назвать конфликтом? Предлагаю определение конфликта с точки зрения моего разумения Библии: «Конфликт — это система отношений, в которых нет места любви и служению ближнему». Данная система, настойчиво спекулируя на нашем эгоизме, активно предлагает альтернативу христианскому образу жизни: вражду, ненависть, зависть, а, соответственно, отказ от служения церкви и людям в мире. Полагаю, что это достаточно точное определение, но не настаиваю на его принятии.

Исторически печально выглядит конфликт поколений, порожденный кризисом совести. Полагаю, что самым ярким примером для всех нас будет история молодого Ровоама, не столь мудрого, как его отец, правителя Израиля. История описана в 3 Цар. 12:1-14, читатель может сам прочитать эти драматические страницы. Какой невероятно яркий конфликт! Сколь мало нужно ума и совести, чтобы произнести: «Мой мизинец толще чресл отца моего». Бедный Соломон, он счастлив уже тем, что не услышал такой оценки о себе!

Дальше последовала не  драма, а трагедия: Израиль разделился на два царства, в которых надолго воцарились вражда и кровопролитие. Кто может измерить горе матерей, жен и детей, чьи слезы пролиты на многострадальной земле Израиля во время гражданских войн? Горе их безмерно! Но история на этом не закончилась. Северное царство было потоплено в крови и разрушено в 722 году до Рождества Христова. Южное царство ненадолго пережило своего северного соседа: в 586 году Иерусалим пал, а почти весь народ был переселен в Вавилон. И разве можно даже нам, современным христианам, забыть историю вавилонского плена? Именно там были рождены песни свободы, полные печали, надежды и боли рабства. Грустно. И, несмотря на замечательные страницы еврейского освобождения в дни Маккавеев, Израиль смог восстановить свою государственность только в 1948 году! Разве это не более чем поучительно?

Какую будущность могло приготовить и передать своим детям поколение времен пленения в среде языческих народов? Обстоятельный ответ на этот вопрос имеет отношение не к самому плену, но к духовному состоянию тех, кто был призван передавать весть своим детям. А что могли передать своим детям отцы и матери из другого рабства — египетского? Мужчины с раннего утра и до позднего вечера были заняты тяжелыми работами, а матери (я восхищаюсь этими неизвестными женщинами) передавали тайну надежды в сердца своих детей.

Какие нужно найти слова, чтобы несколько поколений укрепить в вере Авраама в мучительно долгие годы безответных молитв? Господи, не дай нам забыть эти уроки! Что же мешает нам, святым 21 века, вложить тайну веры и надежды в сердца современного поколения? Наверное, осознать это можем только мы сами.

У Бога есть потрясающий ответ для поколения современных отцов, его доносит до наших сердец пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».  Именно с этого начиналась эпоха Нового Завета, и именно это стало началом самого великого пробуждения человечества!

Иоанн замечательно справился с поставленной задачей, проповедуя покаяние и приготовление путей к приходу Господа (Лк. 3:3-6). Результат должен быть полон надежды и славы: «…и узрит всякая плоть спасение Божие». Однако, как же порой трудно придти к покаянию! Разве часто, мы, отцы и пасторы, признаем свою неправоту перед молодым поколением? Что же тогда мы сможем передать им?

Бог настаивает на том, чтобы сердца отцов и детей реально смирились и обратились друг к другу — другого выхода у нас просто нет! Однако ответственность за этот процесс возлагается Богом, прежде всего, на отцов. В этом случае, кто-то должен говорить и поступать «в духе» Иоанна, не боясь резких замечаний и «отеческой» чуши. Вера ведь от слышания слов Божьих. Конечно, все это будет просто невозможно, если супруги, находящиеся в одной жизненной упряжке, не обратятся сердцами друг к другу. Боже, как же многим из нас порой не достает мужества и смирения на этом пути! Впрочем, возможно, что это относится только ко мне… Помоги нам, Господи!

В последнее время, я все больше замечаю, что в жизнь многих супругов так и не пришла великая благодать глубоких семейных отношений. Полагаю, что они так и не смогли в достаточной степени понять, что ответ на одиночество только один: сотворим помощника, со-трудника! Пожалуй, они никогда не спрашивали у Бога, что это означает. Уже имея детей и церковные служения, многие из них, к сожалению, так и остаются одинокими. Кто-то должен прервать этот печальный опыт и оградить последующее поколение от подобной преемственности.

Как нам выиграть покаяние детей? У меня нет готового ответа. Но я знаю только одно: начать должны мы, отцы! Пусть не перестают течь к Богу молитвы о наших детях и их будущности. Однако только наш пример покаяния и искательства пути к их сердцу откроют их недоверчивые, а порой и ожесточенные сердца. Это наша задача, приготовить  достойное наследие во всех сферах их жизни. Супруги должны уйти от взаимных упреков и перекладывания ответственности друг на друга и объединить свои усилия в воспитании достойных граждан земного отечества и будущих служителей церкви. Пример тому в Библии есть: «…приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тим. 1:5).

Слушая молитвы своих детей и горячие молитвы на молодежных служениях, я склонен к признанию, что современное молодое поколение достаточно страстно ожидает глубоких отношений и движения Духа. Наша заслуга в этом не всегда заметна. Иногда эти ожидания не очень осмысленны, а порой облечены в боль и почти крик. За этим стоит не только поиск Божьего присутствия, но частью и боль за нас, отцов, и то слабое доверие, которое мы оказываем многим из них. Однако, мы не вечны и это не просто философия жизни. Мне 54, и, может, поэтому я все больше задумываюсь о том, какое наследие останется моим детям, и что из этого они признают реально ценным и смогут применить в жизни. О чем-то грущу, но печаль моя светла и надежда в сердце не исчезла. Не менее серьезен для меня и вопрос духовного наследия для жизни церкви. В церкви, как известно многим пасторам, оценка этого наследия еще более болезненна и драматична

Что хочется сказать в завершение. Мне думается, что современное время с его кризисами и страхами, явно не лишено Божьего промысла. Он же, на мой взгляд, обнажено прост: нашим поколениям через боль и сомнения, необходимо протянуть друг другу руки, страстно любя и ища блага Царствию Божьему. Мы сокрыты в этом Царстве и альтернативы сотрудничеству у нас просто нет!


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.