Уроки послания к Ефесянам. часть 1

Нередко мы, смотря на то, что происходит в этом мире, на различных правителей, думающих, что они обладают всею властью мира, теряем из вида нашего сердца вот это откровение. Откровение того, что вся история, все судьбы мира, больших или малых народов, находятся в ведении воли Божьей. И это не что-то разбросанное, и не что-то хаотичное. Вся история находится под Божьим контролем.

Скачать

 

Павел Желноваков

Сегодня мы продолжаем наш разговор на тему послания к Ефесской Церкви. Очень серьезное, очень величественное послание. Послание, которое видимо настолько занимало разум и сердце апостола Павла, что он просто спешит выразить всю глубину того откровения, которое переживало его сердце. И поэтому у нас иногда создается впечатление, что фразы какие-то несколько отрывочные. Но это не так. Когда мы веруем в то, что Дух Божий просвещает нас, все становится на свое место.

«…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом; в Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей…»  (Еф.1:9-11).

Нередко мы, смотря на то, что происходит в этом мире, на различных правителей, думающих, что они обладают всею властью мира,- теряем из вида нашего сердца вот это откровение. Откровение того, что вся история, все судьбы мира, больших или малых народов, находятся в ведении воли Божьей. И это не что-то разбросанное, и не что-то хаотичное. Вся история находится под Божьим контролем. Это – «да и аминь», дорогие слушатели.

В подтверждение этого можно вспомнить слова Господа Иисуса Христа в ответ на высказывание римского прокуратора Понтия Пилата. Пилат сказал Иисусу:

«Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и имею власть отпустить тебя?» (Иоан.19:10).

 

Что бы мы ответили на такое заявление? Наверное, мы бы сказали: «Ну, если имеешь власть, то отпусти меня» или что-то в этом роде. Посмотрите, насколько спокойно реагирует Христос:

«Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Иоан.19:11).

Кем дана власть? Да, конечно же, Тем, в Чьих руках находится правление над всем.

В Библии Бог назван Богом неба и земли. Он Господин, Который обладает всей верховной властью. Но, нередко, когда мы смотрим на различные ситуации, которые происходят в мире, возникает искушение: «Господи, наверное, все-таки, Ты потерял контроль над развитием событий? Почему мы не получаем какого-то ответа? Почему не происходит то или иное?» Почему, почему, почему - и много раз мы готовы сказать это "почему"!

Не проще ли и не лучше ли нам со своей стороны успокоиться на том слове, которое однажды сказал пророк Иеремия. Книга Плач Иеремии, 3 глава: «И кто это говорит, что на земле происходит то, чему Господь не повелел быть?» Да, может быть, мы удивимся. Может быть, нам даже не захочется веровать в такого Бога, Который все держит в пределах Своей воли, и получается, что вроде как Он отвечает за все. Что тогда, мирские люди, будут правы, говоря: «Почему Бог допустил то, другое или третье?»

Вы знаете, когда, скажем, мы строим дом, то при этом используются различные строительные приспособления, оборудование и т.д. А когда дом построен, мы это все вносим в гостиную и оставляем там как вечное напоминание о том, чьим трудом все это было построено? Если, скажем, это вообще последний дом в этом городе, или вообще, последний дом на земле, что мы будем делать со строительными инструментами? Будут они нужны или нет?

 

Дорогие друзья, Бог использует многие события и ситуации с одной величайшей целью:

«Открыв нам тайну Своей воли… в устроении полноты времен, чтобы все небесное и земное соединить под главою Христом».

 

Может быть, нам это непонятно. Как это может произойти?

Мы видим сегодня, как противоречия раздирают политику, раздирают государства, люди готовы истребить друг друга. И мы думаем: «Ну, Господи, что-то не вяжется: либо Ты потерял контроль, либо дьявол распоясался так, что неизвестно что с ним можно сделать».

Это абсолютная неправда. Я не знаю, как вы сможете это понять, но важно навсегда решить для себя самый главный вопрос: история не находится в руках случайных авантюристов, тиранов или политических систем. История находится в Божьих руках! Иногда нам трудно это понимать. Но некоторый ответ Писание все-таки дает нам.

Когда Авраам оказался в земле Ханаанской, Господь сказал ему, что эта земля будет принадлежать ему и его потомству, но чаша беззакония всех этих народов, еще не наполнилась. Поэтому… терпи, Авраам, терпите, многие потомки.

Нам, может быть, трудно понять такую справедливость. Но Божье действие соткано из многих элементов, которые мы не всегда понимаем. И прошла еще не одна сотня лет, пока Господь решил этот вопрос. У Него все решения взвешенные и справедливые.

Думаю, мы обращали внимание на мозаику. Если разбросать осколки этой мозаики, нам будет трудно понять, для чего и с какой целью вообще можно использовать ту или иную часть. Мы взяли в руки какой-то острый со всех сторон кусочек и, поранившись им, думаем: как вообще можно все это понять? Какая-то гора бессмысленных осколков. Мы не понимаем, просто отказываемся понимать, какой может быть здравый смысл во всем этом. И кто в состоянии во всем этом разобраться?

Но Библия говорит нам, что, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, Бог среди всех этих трудно понимаемых перипетий истории, среди всех этих виражей и поворотов, четко и целенаправленно проводит Свой путь. Он созидает некую тайну, некое откровение, которое в конечном итоге явится объединением и земного, и небесного под главою Христом. Мы с трудом можем понять, как Господь во всех этих сложных моментах выводит некую удивительную картину. Но постепенно хаотичная гора мозаичных осколков тает, а перед нами начинает вырисовываться какая-то осмысленная картина. Мы не понимаем это. Не в нашей воли это находится, и поэтому мы мучительно пытаемся дать себе ответ, вместо того чтобы довериться Богу.

Не надо мучительно пытаться найти ответ. Можно успокоиться в активном доверии. Успокоиться в Божьем присутствии, что Его воля сбудется, не отменится, ибо она была определена Господом прежде вековых времен. Так было решено Всевышним Богом, и Он это сделает.

Мое сердце в последнее время, как-то по-особенному, обратило внимание на то, что нередко, когда повествуется о Божьих путях, упоминается одна характерная черта Божьей природы: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Он есть Бог полноты! И Он ничего не делает, пока то или иное действие не достигнет какой-то своей завершенности, законченного выражения. И потом над этим действием происходит либо завершающее Божье благословение, либо суд Божий.

Возвращаемся опять к тем же ханаанским народам. Господь сказал: «Чаша беззакония ханаанских народов еще не наполнилась», то есть, нет полноты. Поэтому Бог ждет. Но ведь на протяжении этого периода ожидания, пожалуй, не одно поколение евреев вздыхали: «Господи, что происходит? Вокруг беды и трудности». Думаю, что Он отвечал так:  «Я - Бог полноты. Я не работаю с тем, что не достигло полноты».

Бог работает с чем-то завершенным. Вспомните слова из Апокалипсиса Иоанна в отношении Церкви: «И произошел на небе брак». Почему? Церковь, невеста Его, приготовила себя, она достигла зрелости! Она, перед Богом, "как достигшая полноты". Бог есть Бог полноты.

Посмотрим еще на Его принцип судов и кончины века. Говоря о кончине мира, Господь говорит о ней, как о жатве, что и есть "кончина века". И когда все созреет, Господь посылает Своих жнецов. И вот все это вызревшее – и беззаконие, и праведность,- пожинается. Но почему не пожинается раньше? А потому что Бог есть Бог полноты. Ему свойственно работать, совершать некие действия, которые достигают завершающей полноты.

Обратим внимание, что Сам Господь Иисус пришел в этот мир, когда пришла опять же "полнота времени". Почему, Иисус, Ты не пришел раньше, когда о Тебе вздыхали пророки, когда великий "евангелист" Ветхого Завета - пророк Исайя уже все предвозвестил. Люди жили в трепетном ожидании. Может быть, это должно было произойти, когда Ездра и Неемия строили стены и храм Иерусалимские? Или когда закончилось Вавилонское пленение? Нет! Он есть Бог полноты.

Зачем я это говорю, и имеет ли это какое-то отношение к нам, живущим здесь, в Ижевске? Вы знаете, я недавно мучительно задумался об этом. Я задавал Господу вопрос: «Может быть, мое сердце заблудилось? Вот мы молимся Тебе об изменении положения здесь, в городе. Мы просим Тебя, чтобы изменились экономическое положение, политическая обстановка, положение в финансовых структурах и т.д. И как бы в ответ на наши молитвы еще "круче" заворачивается ситуация. Молимся о том, чтобы люди исцелялись, а грипп чуть ли не повально косит людей».

Господи, что происходит?! Мы молимся Тебе о том, чтобы каждая деревня услышала об имени Господнем и в каждой деревне была Церковь и как бы в ответ на это выходит закон о запрещении миссионерской деятельности. Кажется, руки опускаются, становишься в тупик. Господи, что происходит?! Я задавал себе этот мучительный вопрос много раз. Думаю, Бог мне ответил. Это Его слова: «Я есть Бог полноты!» И наши молитвы не проходят даром. Они "дотягивают" различную обстановку до состояния некой полноты для того, чтобы было произведено мощное Божье вмешательство. Он – Бог полноты! Я не могу сказать, когда эта полнота достигнет предела в отношении беззакония или в отношении наших молитв. Это чаша молитв, и она тоже должна наполниться (Откр. 5:8).

Апокалипсис Иоанна описывает под жертвенником души убиенных, которые вопияли к Господу:

«Когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9—11).

 

Мы опять встречаемся с каким-то трудно понимаемым и трудно принимаемым откровением — должно произойти полноте!

Нам понятен Бог полноты, когда Он от щедрот и благ Своих изливает такую полноту нам, что мы готовы сказать: «Господи, но разве можно еще больше любить?» Многим такой Бог полноты понятен и дорог. Но это тот же Самый Бог, Который говорит, что Он Бог полноты и в остальных вопросах тоже. Его Дух надзирает за событиям судьбами, обстоятельствами в нашей жизни, за какой-то критической чертой в наших семьях. Мы вздыхаем и говорим порой: "Может быть, пора нам развестись, что-то пора сделать, что-то изменить". Мы готовы кричать о действии Божьих судов на наших близких. А Он говорит: «А Я Бог полноты». Какая полнота, нам и так тяжело?! Может быть, не наполнилась чаша наших молитв, чаша каких–то страданий или чаша беззаконий?

Мы вздыхаем: «Господи. Как же Ты соединяешь небесное и земное под Своею главою?» А Он говорит: «Я это делаю как Бог полноты, в устроение полноты времен». Мы понимаем, что это имеет какое-то глобальное вселенское значение, когда история всего мира достигает какой-то законченности. Святой да освящается еще, и праведный да творит правду еще, чтобы это было достижение какой-то полноты перед Господом. И тогда в ответ на это приходит особое Божье действие.

Я думаю, что мы тоже живем где-то на рубеже какой-то полноты касаемо этого города и республики. Мы тоже живем на грани. Я не знаю, как много или как мало осталось. Но сердце мое бьется в сознании того, что мы приближаемся к какому-то рубежу, к пониманию какой-то полноты. И в ответ на это вызревшее состояние звучит Божий ответ. Это касается не только миссионерской деятельности, спасения людей или Божьих ответов.

Сколько людей болело в Израиле? Невероятное количество. Но когда мы читаем, что пришла полнота времени, Иисус ходил, благотворя и исцеляя всех. Это стало обычным состоянием в Израиле. Пришла какая-то полнота. Пришел Божий ответ, ибо Его природа – это природа полноты. Он не отвечает, когда какая-то ситуация не достигла полноты. Мы напрасно будем ждать ответа, дорогие.

Это не значит, что Он не участвует в какой-то ситуации, в жизни какого-то человека, семьи, Церкви. Нет, Он участвует. Но Он ожидает нашего осмысления того, что Его природа – природа полноты. Поэтому Он ожидает от нас полноты веры. Он ожидает от нас полноты послушания и жертвенности, полноты доверия к Нему. Он - Бог полноты!

Он не Бог половинчатого состояния. Ему ненавистна половинчатость. Вспомните 3 главу Книги Откровения, Его слова в отношении Лаодикийской Церкви:

«О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то я извергну тебя из уст Моих».

 

Теплое состояние – это половинчатое состояние. А Он - Бог полноты.

Он не хочет иметь дело с таким состоянием. Но это не значит, что Он не участвует в судьбах людей. Даже Ангелу Лаодикийской Церкви в таком теплом состоянии Он сказал: «Будь ревностен и покайся!» Он - Бог полноты.

Его воля заключается в том, чтобы пришла полнота времени в устроение полноты времен, значит событий, судеб, намерений, желаний и многого другого, чтобы все: и небесное, и земное соединить под главою Христом.

 

Дорогие друзья, мы иногда вздыхаем: «Господи, но ведь это Твоя воля, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Почему же эта воля небес не достигла пока земли? А ведь мы молимся: Отче наш, Сущий на небесах, да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле как на небе". Как может Его воля на земле быть такой же, как и на небе? Это может произойти только одним образом — когда все соединяется под главою Христом. Любое дело должно вызреть.

Может быть, наши руки опускаются, и мы говорим: «Господи, ну сколько можно молиться?» Знаете, сколько времени молились бедствующие ученики, пока Иисус, закончил молитву, посмотрел с горы, увидел их бедствующими посреди моря и пошел к ним, идя по воде. Они закричали, думая, что это призрак. История закончилась тем, что, «они хотели принять Его в лодку, и лодка тот час пристала к берегу». Это чудо. Но прежде наступила какая-то полнота, полнота их бедствий.

Мы, может быть, вздыхаем: «Господи! Сколько мне молиться о своем муже или о своей жене?» Давайте подумаем о том, кому мы молимся? Мы молимся Богу полноты. Его ответ не может придти, пока чаша молитв не наполнилась. Сколько осталось до наполнения? Мы не знаем. Он — Бог полноты. Он ждет с нашей стороны, еще раз говорю, полноты жертвенности.

Мы в воскресенье вспоминали о женщине, которая оказалась на грани банкротства, и пророк Елисей увидел ее в таком состоянии. Она говорила, что заимодавец требует от нее вернуть долг, что он готов забрать и ее детей. Какой он ей дал совет? «Пойди, запри за собою дверь и наливай масло в сосуды и полные отставляй». Это было ей потом на пропитание и отдачу долгов.

Бог есть Бог полноты. Когда сердце наше действительно наполняется полнотою послушания Ему, полнотою доверия, тогда потекут и полные реки Божьей благодати. Об этом тогда не надо будет мучительно вздыхать или метаться в молитве.

Когда пришло время, и наполнилась чаша страданий Иосифа, Господь вывел его из темницы (Быт. 40-41 гл.). Хотя Иосиф однажды хотел своими усилиями изменить свою судьбу, когда просил виночерпия, которого должны были выпустить: «Когда тебе хорошо будет, вспомни обо мне». Как он, наверное, уже устал в тюрьме, что вынужден был сказать эти слова. Но Бог не ответил так, как хотел Иосиф. Ибо в лучшем случае виночерпий бы, наверное, отправил бы его куда-то в свою столовую или еще куда-нибудь. Бог не собирается работать на половинчатое достижение. Он – Бог полноты, и когда пришло время, Он поставил Иосифа премьер-министром Египта. Таков стиль Его работы.

 

Он открыл нам тайну Своей воли. Нам, может быть, трудно понять такую волю – в устроение полноты, в том числе, и в нашей жизни. Может быть, это полнота скорбей, как у Апостола Павла: «Я восполняю недостаток скорбей в теле моем за тело Его, которое есть Церковь». Опять речь идет о какой-то полноте. Это Божий принцип. Это характер Его работы.

Вам, уставшим молиться о чем-то, в ожидании Его ответов, я говорю сейчас ответ Божий: Он открывает вам тайну Своей воли — в устроение полноты в вашей жизни.

Поэтому, может быть, нам стоит ободриться и продолжить ходатайство пред Богом, возможно, даже усилить его, зная, что как только наполнится чаша молитв, обязательно придет от Бога ответ.

Посмотрите на Его пришествие. Оно опять связано с полнотой.

«И будет проповедано Евангелие царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

 

Когда вызреет все: и безумие и правда, придет конец. Мы удивляемся сегодня, почему "махровым цветом" цветет оккультизм, а это тоже одно из определений. Все должно созреть, достичь своего негодного, гнилого, завершенного состояния, чтобы оно было судимо совершенным Божьим правосудием. Он - Бог полноты, дорогие друзья. И Он открыл нам тайну Своей воли — в устроение полноты времен.

Апостол Павел говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Он устремляет наш взгляд вперед, отрывая от какой-то обыденности, которая утомляет нас, и постоянно направляет взгляд нашей веры вперед, вперед и вперед. Таков Божий стиль работы. Он — Бог полноты.

Вспомните книгу Бытие, акт творения. Бог не стал отдыхать до тех пор, пока все не сделал, как Он хотел. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». И только после этого мы читаем, что Бог полноты — почил. Он сделал все, как Он хотел и сделал хорошо. Еще раз говорю - это стиль Его работы.

Мы имеем дело с Богом полноты. И, наверное, скорбит Его сердце, когда мы где-то не вполне доверяем Ему, когда, где-то на полпути или в нескольких шагах от завершения мы устаем и говорим: «Да не будет с этого никакого толку, никакой пользы». И дьявол радуется: «Ну, вот еще одного сразил, еще одному не дал возможности пережить откровение Бога полноты». Позволим ли мы ему радоваться? Это вызов нам!

«Открыл нам тайну Своей воли — в устроении полноты времен, чтобы все: и земное, и небесное соединить под главою Христом». Через кого Он это совершает? Через Церковь. Если речь идет о главе, то значит, речь идет и о Теле, о Церкви. Она – выражение Его полноты! Это так славно! Церкви необходимо знать Бога полноты!

Мне и грустно, и радостно говорить это вам. Может быть, для кого-то это будет как холодный душ, а для кого-то, наоборот, ободрение. Мое сердце тоже где-то с болью это восприняло. Но не только с болью, но и с радостью. Потому что все равно это ответ Божий, тот ответ, который что-то совершает. И поэтому, я верю все больше и больше, несмотря на какие-то трудности, которые возникают в последнее время. Кажется, я еще больше стал верить в Божий ответ, в ответ на многие молитвы, которыми мы молились.

Вы знаете, и сегодня мне вновь пришел ответ. Я думал: Господи, а где мы возьмем деньги для строительства? Бог есть Бог полноты! Он не может отвечать половинчатым ответом. Это совершенно несвойственно для Него. Он не бросает что-то на полдороги. Если Он что-то начинает, Он закончит. Это Его принцип работы. Слава Ему!

Но мы иногда торопимся снять что-то недозревшее. Мы нередко хотим сорвать недозревшую сливу и съесть, несмотря на то, что челюсти сводит. Мы просто лишили себя возможности съесть прекрасный спелый фрукт, когда он вызреет. Наверное, это свойственно нам, бывшим советским людям, воспитанным в духе торопливости. Перед нашими глазами постоянно было что-то незавершенное или вообще брошенное. И где-то нам приходится пробираться через шоры вот такого прошлого и понимать: «Господи, Ты совсем не такой. Ты работаешь с полнотой!»

Библия говорит: «И вы имеете полноту в Нем». Господи, неужели это правда?! Если мы действительно имеем полноту в Нем, что нам остается делать? Завершать то, что должно принять завершенную форму в нашей жизни, будет ли это молитва, чистота жизни, терпение или что иное.

Может быть, я уже немного лишнее говорю, напоминая это. Он не отвечает на полунужды. Он не отвечает человеку, пришедшему к Нему не от чистого, не от всего сердца. Возможно, вы скажете, что это уж слишком, что так нельзя! Хорошо, скажите вашим супругам о вашей верности им на 70 % и дождитесь ответа, а потом мы продолжим разговор о верности. Может быть, в этом кроется ответ на наши неотвеченные просьбы, наши боли, которые терзают нас день ото дня. И мы говорим: "Господи, когда же избавление?" Достигается полнота и тогда звучит ответ.

Возьмите Книгу Иова. Сколь много и долго говорил этот человек, а вместе с ним его утешители. Бог все это время ждал, Он смотрел, видел, слышал все эти слова. Но Он - Бог полноты. Иов должен был замолчать, его речи закончиться. Он все сказал. И тогда заговорил Бог: «Кто сей, омрачающий провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя». Это был Божий ответ.

В свете этого я понимаю многие свои печали и немые вопросы: «Господи, почему так? Почему люди, кажется, искренние люди, ходящие в Церковь, так заблуждаются? Почему они впадают в ту или в другую крайность, и даже ересь? Почему, Господь, Ты их не сохранил?» Это был для меня мучительный вопрос. Когда мне приходилось быть свидетелем каких-то лживых откровений, я готов был кричать к Богу: «Господи, ну почему снова обман и разочарование?»

А потом я понял. Бог хранит сердца простодушных. Заблуждается не тот, который в искренности сердца предстоит перед Богом, а тот, который уже с лукавинкой подошел к Богу. Одним глазом смотрит туда, а рукой тянется к чему-то запретному, думая при этом, что если Бог молчит - значит, все нормально.

Бог есть Бог полноты. Тайна Его воли - действительно тайна. Ее только Дух Святой может нам открыть. Еще одно знание, которое ляжет на наш разум, не причиняя нам ни особенного беспокойства, ни особенной радости. Только Дух Святой может открыть эту тайну. И когда приходит полнота, тогда небесное и земное соединяется под главою Христом. И тогда является чудо Божьей благодати, чудо Божьей славы.

Когда-то евреи строили скинию, о которой Господь сказал Моисею: «Смотри, Моисей, сделай все по образцу, который был показан тебе на горе». Господь помогал им в этом строительстве. Но вот пришло время, когда все было завершено. И Бог полноты, увидевши завершенность, наполнил Собой эту скинию, в дальнейшем храм, который евреи построили. Третья книга Царств, 8 глава, говорит нам, что когда слава Божья наполнила уже законченный храм, то «не могли священники стоять в храме по причине славы Божьей, которая наполнила храм». В начале полнота, завершенность, а потом Его ответ!

Бог есть Бог полноты, дорогие друзья. «И вы имеете полноту в Нем, который есть глава всякого начальства и власти». Мы имеем в Нем полноту. Вот Его тайна воли для нас, тайна Его откровения. Божьи обетование — обетования полноты. Бог клялся Самим Собою, что Он эти обетования выполнит, пишет Павел в послании к Евреям 6 глава. Разве в Нем причина неотвеченных молитв? Нет, не в Нем. Его ответ - ответ полноты, а потому и приходит в наполненное сердце.

Все события, все судьбы, все явления, которые происходят в том или ином месте, все они находятся под контролем Божьим. Бог — Господин истории. Он не позволяет ни одному событию выйти из-под контроля и причинить какой-то вред Его планам. Ему служат все и вся, хотят они этого или нет. Даже дьявол вынужден служить, потому что всякий раз, когда совершается Божье действие, он как мятежник пытается противостоять этому и все больше и больше обнаруживает свою суть, а значит, становится открытым. Его планы и злая сущность раскрывается. Он никогда не может выиграть. А значит, все ближе и ближе тот день, когда наступит суд над ним. Все и вся служит Богу. Ничто не может противостоять Его планам и Его намерениям. Таков наш Бог, дорогие друзья.

Почему же мы тогда вздыхаем: «Господи, наверное, Ты не слышишь нас, наверное, что-то идет не так в обществе, в жизни, Церкви, семье». Но если все соединено под Его главою, тогда нам стоит успокоиться. У нас есть Тот, Кто лучше нас знает и лучше нас думает.

«Ибо только Я один знаю намерения о вас, намерения во благо, а не во зло вам, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11).

«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - Мои пути, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8—9).

 

Он — Бог полноты. Да будет милость Его над нами к постижению этой истины. Продолжим наше исследование этого послания.

«В нем мы и сделались наследниками, бывши предназначенными к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф.1:11).

 

Да, мы имеем дело с суверенным Богом, который ни перед кем не отчитывается. Он никогда ни перед кем не будет держать отчет, почему сделал так или иначе. Хотя время от времени среди христиан, да и не только, появляются люди, которые хотели бы поставить Бога по стойке смирно и сказать: «А ну-ка, объясни нам, почему Ты так поступаешь?» Это напрасно, Он не будет держать отчет, делая все по изволению воли Своей. При этом мы призваны помнить, что Его воля - благая воля. Он делает так, как Он определил. Его пути выше путей наших, мысли — выше мыслей наших.

Он суверенный Бог. Его решения не были лихорадочным ответом на наши нужды. Его решения были продиктованы Его сердцем, Его благой волей, Его величайшей премудростью и Его советом от вечности. И то, что Он решил — сбудется, не отменится.

Мы можем переживать от этого боль. От этого переживал боль пророк Аввакум. Он говорит, что при вести о том, что он услышал, «Боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною, а я должен быть спокоен в день бедствия…» (Аввк.3:16).

 

Как трудно нам порой понять это спокойствие. Более того, он утверждает: «хотя бы не расцвела смоковница, и виноградная лоза не дала плода своего, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду надеяться!» Какая потрясающая вера. Боль проникла в кости, терзается душа, а он спокойно утверждает истину,- что ничего не происходит без Божьего надзора.

Пророк нечто услышал перед этим своим утверждением. «И отвечал мне Господь, и сказал: запиши видение и ясно начертай на скрижалях, ибо оно относится к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится». Почему? А потому что уста Господни изрекли это. Он Господин истории.

Когда мы смотрим на беды и проблемы, нередко сердце наше начинает наполняться тревогой и бедствием. А знаете, почему? Потому что мы больше стали смотреть на беды и проблемы! Помните, мы не имеем дело с дьяволом, с бедами, и с тьмой. Мы имеем дело с Богом! С Богом полноты. Мы имеем дело со светом. Когда люди чрезмерно активно борются с грехом, не понимая, в чем их избавление, мне хочется им сказать: «Люди добрые, мы имеем дело не с грехом, мы имеем дело с Богом, освобождающим от греха. Поговори с Ним. Почему ты мучаешься, борешься и борешься, и не находишь свободы?» Господь ответил Аввакуму, и как следствие, он пережил потом и то, о чем мы выше говорили. «А я должен быть спокоен, когда придет бедствие». Почему? А оно также в Божьих руках. Должна быть полнота времен.

«В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению совершающего все и во всем по изволению воли Своей». Все по Его изволению. В Нем мы сделались наследниками. Как потрясающе друг за другом идут эти откровения. Бог есть Бог полноты. И если я понимаю, что Он есть Бог полноты, то тогда я понимаю, что в Нем я, действительно, наследник. В Нем я, действительно, человек, обладающий не частью наследства, а полнотой наследства.

 

Вы знаете, мне однажды пришлось прочитать историю об одном человеке, решившем эмигрировать в Америку. Он на последние деньги купил билет, заготовил себе мешок сухарей, сыру. Плавание длилось где-то, может быть, месяца два. Когда осталось несколько дней до цели, у него все закончилось. Грызя последний сухарь, он с завистью смотрел на тех, кто с довольным видом выходили из ресторана. Вдруг подходит к нему человек и спрашивает: «А почему вы не идете в ресторан кушать?» — «У меня нет денег», прозвучало в ответ. И здесь произошло нечто неожиданное: «А разве вы не знали, что в стоимость билета входит и питание?» Мы можем только сочувствовать его печали и предполагать дальнейшее.

Мы имеем дело с Богом полноты. Нередко беды и проблемы настолько захватывают нас, что нам кажется, что, на самом деле, мы имеем дело с проблемами. Нет! мы имеем дело с Богом, Который есть наш Отец и Который все совершает по изволению Своей суверенной благой воли. Что может Ему помешать? И вообще, может ли Ему что-то помешать? Он Тот, Который вершит судьбы мира. Что может Ему помешать? Наверное, может наше неверие, наше упрямство, ибо любовь насильно не вталкивают в сердце человека. Добродетель насильно не пришивают к человеческой душе. Нет! Поэтому слово Божье и говорит нам о том, насколько нам важно веровать. Насколько важно доверять Ему как нашему Отцу. В простоте и спокойствии скажите Ему: «Господи, Ты мой Отец, в этом все!»

Есть одна песня, прекрасная песня о человеке, рожденном свыше от Духа Божия. Там есть такие слова: «Нет страдания ни в чем для рожденного дважды, и остались одни позади рубежи». Если посмотреть с точки зрения наших повседневных болей и страданий, мы скажем: «Нет, это неправда!» А если посмотреть глазами Божьими - это правда, библейская правда. Но это та правда, которая почему-то долго не может пробиться через наши умозаключения. Может быть, это потому что мы не даем Духу Святому возможность донести эту правду до наших сердец? И тогда мы мучаемся, мечемся в каких-то болях, бедах, трагедиях. И мы готовы даже сказать: «Господи, может быть, путь Твой неправ?» А не лучше ли сказать: «Господи, я хочу, чтобы Ты меня просветил. Господи, Дух Святой, заговори же к моему сердцу! Я хочу этого». Но только не надо приходить к Нему в половинчатом состоянии сердца.

 

Бог не откроет Свою волю тем, которые пришли к Нему с мыслью: я еще посмотрю, выполнять ее или нет. Неужели нам нужно доходить до такого банкротства, когда мы закричим: «Господь, все уже, мне не на что надеяться!» Может быть, по-другому все-таки поступить. И Бог даст для этого нам силы. Честно и искренне сказать: «Господь, я хочу Твоего прозрения, я хочу понимать Твои действия, жить в потоке Твоего Духа. Я хочу веровать Тебе, Богу полноты и хочу переживать Твою полноту в себе». Он ответит, так как хочет, «чтобы вам исполниться всею полнотою Божьей…». Он - Бог полноты, друзья. Его воля - соединить небесное и земное под главою Христом. Но мы не сможем двигаться без откровения. Бог хочет нам его даровать. Захотим ли мы честно открыть перед Ним свое сердце и сказать: «Господи, я ни на что не надеюсь больше. Я полагаюсь на Твою защиту, на Твое откровение, Твой совет, Твою премудрость, Твою милость». Придет ответ такому сердцу. «Ибо сердце смиренное и сокрушенное, - говорит пророк. - Бог призрит». Он не пройдет мимо такого сердца, Он ответит! Да поможет всем нам Господь!