Вера и власть. Власть государства

Государственная власть — очень шаткая структура. На протяжении всей истории она становилась предметом зависти, борьбы, революций, переворотов, кровопролитий. Структура государственной власти не была установлена Богом изначально, это был только Его ответ на мятежное состояние человечества.Если власть не будет поддерживаться добрым отношением граждан и двух других, Богом установленных структур, семьи и церкви, то власть вынуждена будет стать тоталитарным режимом, тем самым подписывая себе приговор на скорое уничтожение. В сфере отношений народа к власти и государства к гражданам существуют очень непрочные связи, которые должны плотно опекаться молитвой, добрым отношением людей, которые являются представителями семьи и церкви.

Скачать

 

Павел Желноваков

Всех, кто имеет отношение к власти, я попросил бы быть сегодня особенно внимательными. Мы коснёмся очень непростых вопросов о наших взаимоотношениях с властью государства, о положении власти в этом мире, какой она должна быть и какой не должна быть.

Возможно, здесь присутствуют представители тех или иных ветвей власти, дай им, Господь, услышать это своим сердцем и разумом. Для всех нас это крайне важно.

Дорогие друзья, мы в течение трёх собраний пытались отметить для себя один очень важный принцип Священного Писания: два таких сильных понятия, как вера и рост в вере и отношение к власти, теснейшим образом связаны. Люди, которые пренебрегают властью, установленной Богом в этом мире, не могут расти в вере.

Я не говорю, что они не спасутся, что они попадут в ад, что они обязательно не будут выбираться из судов Божьих. Я имею ввиду только одно — они не смогут духовно расти. Они никогда не достигнут вершин веры. Они никогда не станут, даже в малой степени, героями веры. И, возможно, в их судьбах будут присутствовать больше негативных последствий их несогласия с Богом, чем в других.

Бог установил в этом мире три структуры власти. Это ? семья, церковь и государство. Других структур власти в мире не существует.

Впрочем, есть различные структуры, которые называют себя властью, но они не власть, но пародия, некий суррогат, который пытается заменить собой власть, установленную Богом.

И наше отношение ко всем этим трём сферам: отношение к браку, к церкви и отношение к государству ? и определяет наше отношение к власти Бога. Соответственно, это определяет рост в вере, опираясь на Слово Господне.

Никто из нас с вами не видел Бога воочию. Это невозможно, потому что Он свят, полон Своей славы — мы не можем увидеть Его нашими обычными глазами. Да и живём мы в другом измерении, нежели Он. Мы видим Его только верою.

Мы можем выразить наше признание Его власти, Его авторитета, признавая те структуры, которые Он установил на этой земле.

Итак, сегодня мы займёмся рассмотрением власти государства и власти в государстве, а также нашего отношения к этому. У меня очень непростая задача: в 45 минут втиснуть огромнейший библейский материал по этому поводу.

Поэтому мы с вами наметим только определённые штрихи, всё остальное вы призваны будете уразуметь сами, молясь Богу и ища Его доброго водительства в вашей жизни.

Давайте вновь вспомним вместе этот добрый отрывок из Евангелия от Луки, чтобы он пронизал наше сердце и мы вновь услышали все полезные нюансы, которые Бог Вечный хотел бы нам объяснить в этом эпизоде.

«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» (Лк. 7:2–10).

Я вновь напоминаю, что сотник не говорил о вере. Он говорил об отношении к власти. Личность или структура, обладающая какой-либо властью, не нуждается в личном присутствии. Она в этом случае над временем и над пространством.

«Скажи только слово», ? Ты имеешь власть. Сотник эту власть, каким-то образом увидел и признал. Полагаю, что ему помогло его личное отношение к власти.

Он был римский офицер, представитель армии, в которой была самая суровая дисциплина на то время. Никто, по всей видимости, не смог перешагнуть грань римской дисциплины. Там было очень ясное понимание того, что есть власть, которой должно повиноваться, которую должно уважать.

Римский офицер выразил своё отношение к власти в лице Иисуса Христа. И получил такой великолепнейший ответ: «И в Израиле Я не нашёл такой веры».

Поэтому существует серьёзная связь между нашим ростом в вере и нашим отношением к структуре власти, которая установлена Богом.

Существование трёх структур власти в нашем мире подразумевает существование своих границ у каждой из них. Иначе не избежать не просто соперничества, но самой настоящей войны на уничтожение.

Отсутствие границ приведёт к тому, что церковь будет воевать против брака, государство будет воевать против того и другого и наоборот.

Должны существовать границы установленной власти. И должно существовать некое сотрудничество этих ветвей власти, установленных Богом, чтобы наш мир реально преображался.

Если этого нет, в мире начинает поселяться кошмар. В мир просто приходит беспорядок, льётся кровь, происходят войны…

С вашего позволения, уважаемые слушатели, я хочу особо обратить внимание на этот вопрос границ власти. Это особенно важно, так как структура власти государства не была определена Богом изначально, но появилась в процессе времени в силу определённых причин.

Я не буду читать лекцию о государстве: это не входит в мою компетенцию и не является моей целью. Я буду говорить только о том, что Бог Вечный думает о власти государства. Если мы, конечно, хотим прислушаться к Его словам и сделать соответствующие выводы.

Как я уже говорил, государство, как структура власти, не была установлена Богом изначально. Поэтому пройдёт определенное время, и, безусловно, власть государства во Вселенной будет полностью упразднена. Наступит власть Царства Божьего. Все, кто читали книгу Откровение, думаю, хорошо об этом знают.

1 Цар. 8:4–6; 9–18:

«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит [их] у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда».

Я хочу рассказать об истории государства глазами Библии.

Речь в этом отрывке идёт об истории государства Израиль глазами Бога, но этот же принцип действует и для языческих государств, потому что евреи захотели себе царя, «как у прочих народов».

Смысл отрывка в том, что Бог предупреждает народ израильский о том, что царь заберёт у них самое лучшее и отдаст слугам своим, а их самих сделает рабами. Им власть этого царя вскоре надоест, что и приведет их к жалобам Богу, но ответа не будет, потому что это был их выбор.

Евреи достаточно поздно пришли к государственности. И, что очень важно отметить, идея государственности не была приятна Господу. Вот тогда Бог и определил права царя. В конечном итоге, права не только самого царя, а права государства, которым будет править царь. Права власти царя.

Знаете, дорогие мои, когда мы с вами сегодня пытаемся оспаривать некоторые привилегии, которыми пользуются определенные люди, представляющие законодательную или исполнительную ветви государственной власти, то, прежде чем произнести какие-то осуждающие слова в адрес их льгот, пожалуйста, почитайте 1 книгу Царств, главу 8. Это я к тому, чтобы вам потом не жалеть о том, что произнесли.

Дело в том, что определение льгот прозвучало впервые из уст Божьих: царю и его слугам, представителям различных ветвей государственной власти, принадлежат определённые права (льготы).

Мы, конечно, можем возмущаться их льготами. «Жёлтая» пресса поможет подогреть это возмущение — такая уж у неё незавидная участь — гадить все и вся вокруг себя.

Дорогие мои, запомните: Бог Вечный определил для представителей законодательной, исполнительной и судебной власти определённые права и льготы. Кто с этим не соглашается, тот не соглашается с Богом.

Мы ещё возвратимся к этому, чтобы яснее понять, что за всем этим стоит, потому что это очень серьёзно. Было бы несправедливо говорить только об одних льготах или правах и не более того.

Возвратимся к истории, описанной Самуилом. Вот что характерно в этой истории: в силу того, что государственность в Израиле возникла не как результат Божественного определения, а как желание иметь нечто подобное, что было у прочих народов, мы должны признать, что государственность — это некое шаткое состояние.

Вот почему, собственно, предмет государственной власти на протяжении всех столетий, всегда становился предметом зависти, революций, переворотов, кровопролитий, заговоров и так далее. В этом и есть шаткость государства. Потому что структура государственной власти не была установлена Богом изначально. Это был только ответ на мятежность человека.

Государственная власть — очень шаткая власть. Если она не будет поддерживаться добрым отношением граждан к этой власти и добрым отношением к этой власти двух других Богом установленных структур, семьи и церкви, то тогда государственная власть вынуждена будет становиться тоталитарной властью. Тем самым данная власть и подписывает себе очень скорый приговор на уничтожение.

История предлагает много случаев того, что тот или иной тоталитарный режим не смог существовать долго. Он был обречён от самого первого мгновения своего существования. На это стоит обратить особое внимание.

Поэтому в сфере государственных отношений, в сфере отношений к власти и власти к народу существует очень непрочные связи, которые должны плотно опекаться молитвой, добрым отношением людей, представителей семьи и церкви. Это очень и очень важно.

Итак, государственная власть существует, и с этим нам нужно смириться самым разумным и должным образом.

Когда Вечный Бог установил права, Он установил и обязанности для руководителя того или другого уровня.

У нас сейчас нет царя, у нас есть президенты стран, президенты республик, главы городов и так далее. Есть различные представители законодательной и исполнительной власти.

Существует определённый, Богом установленный порядок и требования, без которых то или иное государство долго не просуществует или вынуждено будет серьёзнейшим образом изменяться.

Книга Второзаконие 17:14–20:

«Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»; и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля».

Нам предлагается пророческое слово, которое Бог даровал Моисею, а он передал народу, когда они ещё не переступили границы Обетованной земли.

Первое, что предлагается нам этим словом, — Бог предупреждает народ, чтобы не ставили царём иноземца. Всем, а особенно, бизнесменам, хорошо известно, кто такие «варяги» и как много можно от них потом заполучить проблем. Конечно, можно просто пренебречь этим указанием.

Но вот некоторые другие, особо важные требования к избранному царю: чтобы он не умножал себе коней и золота чрезмерно; жён, которые могут развратить его сердце; и не возвращал народ в Египет (символ рабства). Чтобы он внимательно изучал Слово Божье и старался исполнять то, что прочёл, иначе гордыня восторжествует. Если он всё это исполнит, дни царствования его будут долгими и прочными.

Кони по библейской символике — воинская мощь, силовые структуры, средства защиты государства. Проблема вооружения, проще говоря.

Мы все хорошо помним, как наше государство столкнулось с этой проблемой и как потом пришлось разоружаться. Проблема вооружения, как государственного, так и личного, стоит в любой стране.

Сегодня огромнейшие суммы тратятся не по назначению, потому что тот или иной чиновник окружает себя всеми мыслимыми и немыслимыми средствами защиты. Вы только вдумайтесь, он защищается от тех, кто его же и избрал! — не странно ли это? Странно, но явление это существует.

1) Бог сказал, что существующая власть не должна чрезмерно расширять свои возможности защиты, иначе можно попасть в западню. Тогда власть начнёт работать на свою защиту, а не на пользу народа. В «застойные» времена мы это ясно видели и в своей стране, и в своей республике, работавшей «на оборонку».

2) Царь не должен умножать себе жён. То есть, моральный статус самой власти должен быть чистым. А что мы видим сегодня? На достаточно высоком уровне идут дебаты об узаконении публичных домов, гомосексуальных связей и так далее. Это уже реальность ? законодательное признание браков без государственной регистрации. Сегодня уже мало кто возмущается объявлением в газете «девица на ночь». Даже с сертификатом... Признаем факт: морально власть многих деградирует.

3) «И чтобы не умножал себе золота и серебра чрезмерно». У богатства есть одна опасность — как только переступает государство, какая-то структура или человек определённый предел уровня богатства, оно, богатство, начинает развращать.

Чрезмерное богатство развращает, это правда, друзья. Человек получает удовольствие от исполнения своего желания, что нормально. Когда же всё есть и желать уже нечего, вот тогда и возникает желание запретного удовольствия, реализация которого происходит незаконным, аморальным путём. Наступает мгновение, когда богатство оборачивается для человека не благословением, а внутренним развращением и проклятием.

Итак, это требования к власти Самого Бога.

4) Но самое основное требование: отношение к источнику власти. «Пусть он сделает себе список Закона Божья», пусть читает, думает над ним, потому что в этом выражается отношение к Законодателю — Вечному Богу.

И это относится не только к высокопоставленным представителям власти, но относится к каждому представителю различных ветвей власти. Если он этого не делает, он долго не просуществует.

Зная этот механизм, начинаешь понимать, почему люди вынуждены себя окружать откровенно бестолковыми помощниками, но верно охраняющими «престол», чтобы никто и чихнуть не смел в сторону босса.

Он заботится не о благе власти и тех, кого он представляет, но заботится о том, чтобы его никто не потревожил. Почему? Потому что перестал уважать Источник власти, истинной власти Святых Небес.

Вторая часть требования к власти в государстве относится к самому народу.

Когда Самуил поставил царя, он сказал, обращаясь к народу: «Вы должны правильно относиться к этой поставленной власти. Вы пожелали, вы попросили, вы захотели, теперь ваша обязанность заключается в том, чтобы чтить заповеди Господа и повиноваться этой власти».

Там, где отсутствует повиновение, там вступает в свои права оккультизм. Мы с вами об этом говорили и в отношении семьи, и в отношении брака, и говоря о личных взаимоотношениях с Господом.

Там, где заканчивается повиновение, начинается волшебство, начинается спиритизм и прочее, что мерзко пред Богом.

Утверждаю эту точку зрения, опираясь на слова Самуила, сказанные первому царю Израиля, Саулу, что «непослушание такой же грех, как и волшебство, и неповиновение — такой же грех, как идолопоклонство».

Вы хорошо знаете, что Церковь часто грешила. Речь не только о тех евангельских церквях, которые мы знаем, но это и известных более как исторические церкви. И православные и католические церкви часто грешили неповиновением власти.

Кто знаком с историей католицизма, согласится, что там это было наиболее ярко выражено. Я читал пару редких книг «Пять столетий тайной войны» и «Инквизиция». Книги о роли католицизма во многих неприличных событиях истории человечества.

Неудивительно, что так часто церкви лишаются благодати, потому что они грешат мерзким грехом неповиновения Богу.

Итак, дорогие братья и сёстры, все добрые слушатели Евангелия Христова, Бог настаивает, чтобы внутри того общества, в котором мы живём, с одной стороны, существовали права и ответственность того, кто обладает властью, а с другой стороны, ответственность тех, кто находится под этой властью. Мы к этому позже ещё возвратимся.

Посмотрим на некоторые библейские примеры, которые Бог Вечный предлагает нам.

Вспомним известного царя Соломона. Коротко просмотрим его путь, когда он чтил Господа и когда, к сожалению, перестал Его чтить.

3 книга Царств 3:9–14:

«Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои».

Молитва Соломона, человека, облечённого властью. Он знал, как должно вести себя руководителю. Его отношение к власти пока еще разумно.

Самое важное, что нужно на сегодняшний день представителю любого уровня власти,— разумное сердце, чтобы отличать, что добро и что зло.

Когда нам сегодня говорят, что руководителю нужно знать менеджмент, перенимать опыт где-то в Австралии, в Африке, у народа, который 5 лет назад научился брюки надевать, прокатывая огромнейшие государственные деньги на эти заграничные командировки, — всё это не стоит даже пристального внимания.

Самое главное, что нужно руководителю, это разумное сердце, чтобы отличать, что добро и что зло. Вот это самое главное. Всё остальное тоже нужно, но не столь необходимо.

Без перца прожить можно, а вот без хлеба — нет, так и тут.

Но зачастую именно насущной потребностью и пренебрегают — разумным сердцем. Чего только не знают современные руководители!.. Не могут только отличить, что добро и что зло.

И поэтому, нередко, появляются крайне странные законы, и крайне странные программы предлагают нам смотреть по ТV.

Итак, Соломон имел благословение от Господа. Самое интересное, что Бог успокоил это государство таким образом, что имя Соломона и поныне является очень известным именем во всех религиозных системах, и любой уважающий себя человек знает имя Соломон.

А потом что-то произошло: он забыл заглядывать в книгу Закона Божья. Может быть, он подумал, что с таким, как он, ничего плохого не может случиться, уж очень он прочно сидит...

Слушайте, какая классическая картина! Совсем как в наше время: упрочился какой-то чиновник, и всё, теперь ему закон не писан! Но! Как только он забывает об этом или, если он вообще не счёл нужным его (Закон Божий) знать, тогда наступает внутреннее развращение.

Вы помните, что Соломон пренебрёг заповедями Бога о царе, причём, всеми тремя. Он невероятно умножил количество колесниц. Целых три города у него были заняты под хранение колесниц.

По числу жён он превзошёл иранского шаха. Говорят, что у того было только 500 жён, у Соломона же — 700 жён и 300 наложниц (какой гигант!.. или бедные женщины).

Он умножил себе серебро настолько, что оно обесценилось. Дорожки себе выстилал серебром. Золото привозили кораблями... Может быть, он не изучал экономику и не знал, что такое девальвация, но на опыте узнал, к чему это приводит.

И вот результат пренебрежения Законами Бога: во время царствования его достаточно неразумного сына Ровоама — государство Израиль разделилось. Яркая демонстрация неразумности власти.

Мы продолжим наше короткое исследование. В истории Израиля только 4 царя отмечены, как благочестивые и угодные Богу цари: Давид, Езекия, Иосия, Иосафат. Все остальные — нет.

Откроешь, почти на любой странице, 3-ю и 4-ую книги Царств и читаешь о судьбах царей: «и делал он неугодное... и сделали против него заговор и убили его...» Один неделю, другой месяц продержался...

Такова участь всякого человека, который не уважает Высшую Власть. Он не сможет долго продержаться у власти, даже если будет держать эту власть штыками.

Законы Бога установлены Им для Земли, и никто во Вселенной не в состоянии это опротестовать.

Но, вы знаете, очень характерная деталь была в истории израильского народа. Когда восставал иной царь и «открывал книгу Божью», ситуация в Израиле сразу менялась к лучшему.

Потом приходил другой царь, с другим состоянием разума и сердца, и всё возвращалось «на круги своя», а порой в ещё худшее состояние. К сожалению, это грустная правда.

Давайте посмотрим на слова Иисуса Христа и Его апостолов. Ветхий Завет как-то далеко, почти 3 000 лет от нас вглубь веков. Может быть, что-то изменилось во времена Христа? Может быть, Новый Завет что-то другое нам привнёс?

Я думаю, многим из нас известны взгляды некоторых христиан, которые говорят: «Раз мы христиане, то мы должны занимать самое главное место в этом мире». Они претендуют на единственность своей власти. Но история показала, что они серьезно заблуждаются в этом вопросе.

Существуют три института власти. Они не должны соперничать между собой. Они не должны воевать друг с другом. Они должны сотрудничать. Никто из них не главный, а всем вместе необходимо искать точки соприкосновения и пути сотрудничества в тех сферах, за которые они ответственны.

Итак, Новый Завет. 1 Послание Апостола Петра 2:13–17:

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».

«...будьте покорны царю...»

А давайте поставим вместо «царю» — «президенту», вместо «правителю» — «мэру».

«...Царя чтите...», боюсь, дорогие мои, что это слово очень пренебреженно в современных христианских кругах.

О ком больше всего анекдотов бродит в этом мире? Можно иерархическую градацию анекдотов даже сделать. И государство, правительство, чиновник занимают там явно не последнее место.

Библия же учит «царя чтить». Дорогие мои, что мы делаем, когда мы собираемся кого-то чтить? Пишем ли мы анекдот? Создаём ли потрясающую карикатуру?

Достаточно вспомнить карикатуры из журналов «Крокодил» и «Перец» — верх непочтительности.

«Царя чтите». Бог настаивает, что внутреннее отношение к системе власти, установленной Богом в государстве, должно быть почтительным. Если это отсутствует или недостаточно выражено, это произведёт серьёзнейшие изменения в обществе.

Представьте себе, что приходит к власти человек, который сам некоторое время назад унижал власть, что вы думаете, он будет делать? Да он же никогда не поверит, что его уважают те, чьи интересы он призван представлять.

Это просто невозможно. Он же вышел из среды, которая не уважает власть. И что он предпримет для упрочения своей власти?

У него есть несколько вариантов: как можно больше украсть, пока не выгнали. Это один вариант.

Как можно больше негодных людей ввести в своё окружение, которые кулаком и наглостью поддержат его власть. Это вторая возможность.

Или же всё-таки смириться и начать изменять своё отношение к структуре власти. Третий вариант ? библейский, самый надежный.

Боюсь, что российское христианство пока не лидирует в праве и возможности показать окружающему миру, как нужно уважать власть.

Библия учит о том, что должна быть покорность: «будьте покорны всякому человеческому начальству… царя чтите».

Послание к Римлянам 13:1–6:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».

Дорогие слушатели, я размышляю о власти только с позиции Бога. Когда власть сама о себе говорит, ею будет приводиться множество аргументов в сторону расширения своих полномочий. Меня это не интересует. Меня интересует, что Бог сказал. Он ? Высший Законодатель.

Так вот, согласно этим двум текстам Библии, словам Духа Божья, сфера власти, установленная в государстве, заключена в двух функциях:

1) наказывать зло — это карательная функция. И с этим нужно согласиться и благословить имя Господа. Это Он установил. Он сказал, что определённые люди в сфере исполнительной и судебной власти являются Божьими слугами (служителями). Служить — это выражение власти. »...он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

2) вторая функция — поощрять делающих доброе. К сожалению, власть в этой сфере не очень продвинулась вперед.

Вы можете меня спросить: «А образование? А бизнес? А всё остальное?» Дорогие мои, а это то, что может существовать и без государства.

Есть частное образование, есть частный бизнес. Вообще, государственный бизнес — это не самое лучшее решение, любой экономист это знает. В этом случае, государство сохранит карательные и поощрительные функции в перечисленных вопросах.

Функции государственной власти очень ясно обозначены Богом: наказывать делающих злое в этом мире. Для этого и существуют соответствующие структуры, издаются законы. И вторая функция — поощрять делающих доброе.

И для того, чтоб эта структура существовала, государство имеет полное право учредить институт налогообложения. Государственная власть ничего не производит, она призвана существовать за счет системы налогообложения. Я не касаюсь того, насколько этот институт совершенен в нашей стране, а говорю о принципе.

Для того чтобы карать делающих злое и поощрять делающих доброе по Божьему установлению, государством и введён институт налогообложения.

Если человек не признаёт этих установлений Бога, не смиряется перед Словом Божьим, то это не что иное, как противление Богу.

Противящийся же власти, противится Божью установлению. Вот так, уважаемые слушатели, — ясно и просто!

А теперь скажите, дорогие христиане, как может противящийся Богу человек возрастать в вере?

«Ибо противящиеся сами навлекут на себя осуждение».

Как может человек, пренебрегающий властью, расти в вере? Никак! Этого просто не может произойти, дорогие. Он находится под осуждением, но никак не под духовным благословением. На это стоит обратить более чем пристальное внимание.

Это никоим образом не означает, что к власти не приходят негодные люди. Из истории мы знаем о страшных тоталитарных режимах. Геноцид, концлагеря, зверства, происходят в мире с подачи власть имеющих. Как нам тогда к этому относиться? Одно можно сказать очень ясно — Бог не одобряет и не благословляет ни такие действия, ни подобные режимы.

Зададим себе простой вопрос: что мы можем сделать для установления равновесия, некоего баланса сотрудничества между тремя структурами власти: брак, то есть, семья; церковь и государство?

Время от времени мы наблюдаем, как брак пренебрегает властью государства. Нередко, муж говорит жене, или наоборот, откровенно пренебрежительные речи по отношению к начальству или политикам, исполнительной или иной ветви власти.

В семьях, к сожалению, очень часто допускают высказывания откровенно пренебрежительного характера в сторону властей.

Но понаблюдайте за теми же людьми, когда им бывает нужно получить у тех же чиновников какую-нибудь официальную бумагу... Откуда только такой елейный голосок возьмётся?.. И конвертик с презентом...

То есть, идёт недостойная эксплуатация власти со стороны семьи: вчера не почитали власть, потому что нужды в ней не было, а сегодня понадобилось, начали почитать. Лицемерие! Так просто нельзя жить!

Временами церковь брала на себя функцию унижения царей, пытаясь подмять государство под себя. История много об этом говорит.

Но чаще всего мы сталкиваемся с попытками государства подмять под себя и семью, и церковь.

Дорогие мои, наша задача найти некий разумный баланс между установленными Богом тремя ветвями власти: семья, церковь и государство.

Если этого не будет, будут проблемы у семьи, переживёт непростые дни церковь, и очень тяжёлые времена будут у государства. Это неизбежно. Пострадают все три ветви власти.

Когда церковь в России конца девятнадцатого – начала двадцатого веков не выполнила своего предназначения, произошла самая кровавая революция и гражданская война.

Что, разве церковь не пострадала от этого? Своим невмешательством в неугодные Богу дела со стороны государства и отдельных людей, она помогла приходу этого кровавого периода, чему-то не научив людей, о чём-то их не предупредив, хотя отцы церкви знали о точке зрения Бога на порядок.

Церкви не удалось отсидеться в тишине в те грозные времена Божьих судов. Одними из первых начали страдать сами священники. Печально только, что под репрессии попали и порядочные верующие люди.

А семья что, разве не пострадала? Почитайте некоторые декреты Ленина и труды Энгельса, и вы поймёте, что семья для них просто не существовала как самостоятельное начало. Только как часть общества, предназначенная к выполнению какой-то функции, порой весьма сомнительной. Например, рождение будущих защитников Отечества... Господи, как же много пролилось крови.

А государство? И оно пострадало. Исследователи говорят, что СССР только в 60-е годы достиг того, что имела Россия уже в 1914, при Столыпине.

Поэтому у нас должен быть самый прямой интерес в сотрудничестве государства, семьи и церкви, дорогие мои, если мы это понимаем.

Я сейчас говорю очень серьёзные вещи! Очень! Если мы не усвоим это, возникнут большие проблемы. И кто знает, сколько еще бед придется выдержать нашей бедной России?!

Если церковь этого не поймёт, у неё будут серьёзные препятствия. А это повлечёт за собой то, что она не сможет впустить в свою среду тех людей, которые у руля власти. Создание церковной субкультуры штука плохая.

Я думаю, многие из них хотели бы прийти к Богу, но им непросто оказаться вместе с простыми людьми. Охрану тут не расставишь, все на равных. А вдруг ещё скажут что-то нелицеприятное в твой адрес, ведь не секрет, что существует какое-то презрительное отношение людей к власти.

А власть платит взаимностью. Идёт тихая гражданская война в стране. Помилуй нас, Господь.

Что же нам делать, дорогие братья и сёстры? Апостол Павел в послании к Тимофею даёт нам очень яркую картину церковной цели.

1 Послание к Тимофею 2:1–3:

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу».

Очень часто мы восклицаем: «Господи, что же мне сделать, чтобы это было угодно Тебе?!» Так молись, дорогой христианин, молись о многих начальствующих людях.

Может быть, чьи-то имена вам знакомы, выделите их. Ибо Библия говорит: «Прежде всего, прошу вас совершать» вот такие молитвы. Составьте себе список каких-то людей, которым вы симпатизируете или, возможно, наоборот, и начните за них молиться. «Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…»

Если мы молимся, то вряд ли когда-то наши уста наполнятся цивилизованным сквернословием в адрес власти. Ибо невозможно в одно и то же время молиться и цивилизованно злословить. Это несовместимо. Из сердца два потока воды разного назначения не исходят.

Второе, что требуется для верующих людей, и чем были примечательны первые годы и десятилетия первоапостольской церкви, — уважительное отношение к власти, выраженное в повиновении.

Но, как всегда, мы говорим только о созидательном повиновении. Разрушающее, бессмысленное повиновение, человеконенавистническое повиновение всегда было осуждаемо Богом.

Мы уже не раз говорили, какой характер повиновения Бог хочет видеть от людей, не будем на этом задерживаться.

Бог хочет видеть созидательный характер повиновения во всех трёх сферах власти.

Итак, зафиксируем в своём разуме:

1) молитва за структуры власти — это очень серьёзно;

2) пример повиновения власти для других людей. Смею вас уверить, что если двое или трое начнут повиноваться и чтить власть, четвёртый задумается. Жаль, что в жизни мы часто видим обратное: одна «паршивая овца» способна «закрутить» всех окружающих;

3) не укрывайтесь от налогов. При этом я говорю не о той спекулятивной рекламе: «заплати налоги и спи спокойно». Я считаю, что она выражает неуважение к обществу, унижает людей. Но я говорю о том, что принцип укрывательства — недобрая вещь. Библия настаивает на принципе уважительного отношения к власти в этих сферах, что и открывает Божий Дух.

Я понимаю, что нам не достало времени говорить о таких важных вопросах, как отношение к службе в армии, пребыванию христиан в структурах судебной власти и исполнительной власти и других важных вопросах.

В мою задачу входило предложить только принципы соотношения веры и власти, а не разбор действительно непростых вопросов нашего времени. Да поможет нам Господь расти в вере и достойном служении небесному и земному Отечествам.

Аминь.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.