Семь постулатов веры

В начале 1990-х, в известные времена духовной жажды и отчаянных поисков, мне довелось выступать с лекцией в Казани перед группой весьма образованных людей. На встрече было более ста человек, многие из них прошли длинный путь искательства от оккультизма, восточных религий до современных верований. Поиски привели к попытке познакомиться и с христианством через известную в то время книгу Даниила Андреева «Роза мира». Опыт знакомства с сомнительной псевдохристианской доктриной оказался неудовлетворительным. Каким-то таинственным образом они обратились ко мне с просьбой прочитать лекцию о сущности христианства и веры. Так мы и встретились.
Ближе к средине лекции в зале установилась достаточно дружеская атмосфера, и вдруг прозвучала хорошая, но не совсем приятная просьба: «Молодой человек, не упоминая имя Христос и не ссылаясь на Библию, докажите нам, что христианство обладает правом на истину». Обычно проповедникам от таких вопросов становится не уютно, и я был не исключением. Набрав всей грудью воздух, я открыл уста в надежде на Божье обещание: «Я Господь, Бог твой… открой уста твои, и Я наполню их" (Псалом 80:11). Ответ не был коротким и привел в дальнейшем немало людей к покаянию пред Христом. Понимая, насколько это может быть важным для современного свидетельства о Христе и Евангелии, предлагаю свои размышления.

Постулат первый. Практически каждая религиозная система настаивает на том, что человек живет неправильно и ему за это  грозит ад. Если же он, человек, доверится этой системе, в лице священства или жречества, а также тому богу, который ее представляет, тогда эта вера и приведет его в лучший мир. Образно говоря, система берет на себя ответственность взять нас из точки «А» и привести в точку «Б». В этом суть религии. Конечно, в каждой религиозной системе есть свои особенности и различные дополнения, но они не нарушают общей сути.

Постулат второй. Религиозных систем в нашем мире великое множество и человеку непросто разобраться в их исторической ценности и рациональном соответствии логике и здравому смыслу. Перед богоискателем неизбежно встает важный и справедливый вопрос: какая же единственная из представленных систем или мировых религий обладает правом на истинность, поскольку утверждение о верности всех существующих систем абсурдно в своей сути. Богоискателю необходимо знание неких законов для доказательства истинности религии и веры в представленного бога. Бесспорно, что эти законы должны быть подтверждены практикой жизни.

Постулат третий. Человек подчинен земным законам, представленным как в природе, так и в обществе. В связи с этим, объект веры, избираемый человеком, должен обладать опытом земного рождения, не теряя, при этом, своей божественности. Он должен понимать трудности человека, живущего в мире, испытать голод, холод, искушения. Он приходит из некоего запредельного мира, чтобы не только показать дорогу из точки «А» в точку «Б», но и провести любого богоискателя по этой дороге к обозначенной цели. Однако этот опыт рождения должен быть исторически подтвержден, иначе, как можно в это верить. Вместе с тем, представляемый объект веры, отличающийся исключительной нравственной чистотой и совершенством, должен представлять своим последователям  необычное учение, отвечающее на основные вопросы ищущего человечества. Если некий создатель религии  или божество не обладает этим практически подтвержденным знанием, говорить об истинности религиозной системы несколько преждевременно.

Постулат четвертый. Жизнь любого человека ограничена временем, и мы все неизбежно умрем. Это означает, что и объект веры должен обладать опытом земной смерти, т.е. умереть после завершения своей миссии на земле. Этой смертью он должен представить надежду на то, что смерть не конец бытия, она преодолима, и за ней есть что-то еще. Однако, эта смерть призвана отличаться от привычной смерти и должна иметь историческое подтверждение. Страницы истории должны сохранить свидетельства, как о жизни, так и о необычной смерти этой личности, иначе, это будет просто мифом.

Постулат пятый. Если предполагаемый объект веры просто умер, он может остаться в памяти людей неким национальным героем, хорошим учителем, просто добрым человеком, но не более того. А богоискатель, взятый из точки «А», в точку «Б» так и не пришел, оставленный на полдороги. Практический опыт смерти человек получил бы и без божества, т.к. наша жизнь биологически ограничена. Это означает, что объект веры должен обладать еще одним опытом – опытом преодоления смерти через воскресение из мертвых. Он должен показать своим последователям, что смерть может быть реально побеждена в жизни любого из них. Однако, это также должно иметь историческое подтверждение в лице свидетелей, оставивших на страницах истории свои показания.

Постулат шестой. Объект веры воскрес, это означает, что он может провести своих последователей к подобному же опыту воскресения. Безусловно, это явное продвижение вперед, но не в полной мере… В этом случае, богоискатель в точку «Б» так и не попал, что не соответствует заявленной в религиозной системе цели. Человек воскрес, но по-прежнему живет на земле, да еще и вечно! Не трудно представить, что будет происходить с последователями этой религии, когда великое множество воскресших начнут переполнять землю. В этом случае, объект веры должен обладать еще одним опытом: он должен вознестись в некие сферы, в желаемую точку «Б», откуда он пришел на землю и где он собирается встречать своих последователей. Он должен очень ясно донести это тем, кто отважится без уныния и смятения следовать за ним по дороге, проходящей через смерть. Это событие также должно иметь историческое подтверждение и иметь немало свидетелей, которые оставили бы свои воспоминания на страницах истории.

Постулат седьмой. Вознесением объекта веры в лучшие сферы не может завершиться история религиозной системы, иначе она также безнадежна: богоискателя взяли из точки «А», но в точку «Б» так и не привели. Поэтому, объект веры, выражая обеспокоенность судьбами своих последователей, должен послать в наш земной мир некого проводника, который сопроводит их в желанную точку «Б». Этот проводник должен обладать не меньшими, чем у объекта веры полномочиями, чтобы привести людей в лучший мир и таинственным образом входить в доверительный контакт с человеком.

Это и есть логическое обоснование истинности религиозной системы. Чтобы верно выбрать объект веры, т.е. религиозную систему, а, соответственно и божество, нам будет необходимо более пристально присмотреться к существующим мировым религиям и более современным верованиям. При этом нет необходимости пытаться анализировать и брать в расчет историчность верований, количество последователей и особенностей самой системы. Заявляемая система должна просто отвечать представленным выше требованиям к объекту веры: земное рождение, смерть, воскресение из мертвых, вознесение в запредельный мир и посылка проводника.

Буддизм. Данная система первоначально даже не представляла религию, так как божество отвергалось. Это была система мышления, а религией она стала несколько веков спустя. Да, она обещала человеку, при соблюдении особых известных правил освобождение от мира и достижение некой нирваны. Однако ничего похожего на представленные выше признаки истинности религиозной системы буддизм не предполагает.

Конфуцианство также вначале не представляло собой религию, а было политической системой. Как религия, отличающаяся от простого культа наличием божества в системе, оно сформировалась значительно позже. Однако и конфуцианство, несмотря на свою многовековую историю, не имеет и отдаленно тех необходимых признаков, о которых шла речь выше.

Индуизм как система верований с тысячелетним стажем невероятно многолика и включает в себя не просто тысячи, а миллионы культов,  верований  и различных учений и ни одно из них не соответствует перечисленным признакам.

Зороастризм. Вечная борьба добра и зла, в которой так никто и не может победить, усиленные особыми крайностями и ужасами, представленными в этой религии, не оставляют богоискателю никаких надежд на светлое будущее. Зороастризм не обладает истиной.

Религии Греции и Рима. Не уверен, что о них стоит говорить всерьез, настолько они напоминают наш мир, но только доведенный до полного абсурда и морально-нравственного банкротства. Боги Олимпа, и, собственно, сам Олимп, а также кровожадные боги Рима уж очень похожи  на наш мир в самом безумном его исполнении.

Религия Египта. Безнадежность поиска заложена в самой сути этой религии: все, что тебя ждет, это подземное царство. Впрочем, и оно обеспечено лишь в том случае, если сможешь обмануть или перехитрить подземных владык, чтобы остаться целым перед судом Осириса.

Ислам. Основателем этой религии уже в самом учении заложена идея о принципиальной невозможности рождения божества в смертном теле, так как Аллах очень далек от человека и его страданий. Безусловно, что такие понятия как смерть божества, его воскресение и вознесение в некие сферы в исламе отсутствуют.

Иудаизм. Он стоит обособленно от всех перечисленных систем и максимально близок к искомому результату. Вера евреев эпохи Ветхого Завета и переходного к Новому Завету периода пророчески говорит  не только о возможности выше изложенных исторических событий, но утверждает, что они необходимы! В этом случае, иудаизм максимально близок к ответу на поиск человека.

Христианство.
Остается также беспристрастно рассмотреть еще одну мировую религию – христианство на предмет соответствия заявленным требования. И здесь богоискателя поджидает приятное открытие: искать больше нет необходимости! Именно христианство и только оно отвечает всем постулатам. В нем есть историческое рождение Иисуса Христа, Его святая жизнь, величественное, повергающее в изумление учение, смерть за грехи людей на кресте и последующее воскресение из мертвых. Именно христианство говорит о вознесении Христа на небеса и обещании излить на Его последователей Святого Духа, что и поможет людям в борьбе с эгоизмом, грехом и диаволом. Об этом свидетельствует опыт миллионов и миллионов последователей Христа на протяжении всей истории. Именно благодаря Духу Святому, этому небесному Проводнику, человек и достигает точки «Б». Исторических доказательств тому столь много, что разум трепещет от их количества. Все, что необходимо для ищущего ума и честного сердца присутствует в христианстве в полной мере.

Конечно, выбор двинуться за истиной, представленной в христианстве, или оставаться в заблуждении различных культов и  религиозных систем остается за человеком